|
|
N°225, 02 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Хорошо, что расстрел отменили"
Сотрудник ЮКОСа получил срок больше, чем у Ходорковского
Неожиданно суровым наказанием закончилось длившееся четыре дня оглашение приговора по делу Алексея Курцина -- бывшего исполняющего обязанности управделами ООО «ЮКОС-Москва». Вчера Лефортовский райсуд признал законным предъявленное ему Генпрокуратурой обвинение в хищении у этой компании денежных средств в особо крупном размере и в последующей их легализации. Причем делалось это под видом благотворительности. Для этой цели, как установил суд, Курциным и группой бизнесменов в начале 2004 года в разных городах были созданы подставные благотворительные организации и фирмы, через которые и производилось хищение. Вынесенный вчера приговор чрезвычайно суров -- 14 лет колонии строго режима. Даже Мещанский суд, признавший виновным экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского в совершении целой серии преступлений, был милосерднее.
На скамье подсудимых по этому очередному делу ЮКОСа девять человек. Четверых из них, бывших ранее под подпиской о невыезде, после оглашения приговора взяли под стражу прямо в зале суда. Всего же по данному делу проходят 12 человек, в том числе первый вице-президент «ЮКОС-Москва» Михаил Трушин, который находится в розыске. Вчера все девять подсудимых, включая самого Курцина, получили сроки от 2 до 14 лет, что в некоторых случаях значительно больше тех, что запрашивала прокуратура.
Согласно тексту приговора, Алексей Курцин, и.о. управделами ООО «ЮКОС-Москва», вступив в предварительный сговор с первым вице-президентом компании Михаилом Трушиным, решил похитить казенные деньги. Под видом оказания благотворительной помощи они якобы переводили деньги на счета различных фондов и общественных организаций, а потом присвоили их. Для этого они воспользовались услугами ряда предпринимателей. В частности, это Игорь Гончаров и Игорь Агафонов, которые регистрировали подобные предприятия в Москве, Нижнем Новгороде, Туле, Иванове, Калуге, Нефтекамске и др. Общественные организации направляли в «ЮКОС-Москва» письма с просьбами оказать материальную помощь на их уставную деятельность. Г-н Трушин принимал решения о выделении средств на «добровольное пожертвование», а Алексей Курцин подписывал соответствующие распоряжения. Деньги, перечисленные на счета общественных организаций, затем обналичивались через различные фирмы. Несколько таких посредников -- братья Алексей и Александр Александровы, Константин Воротников, Вадим Лазаренков и Дмитрий Шленский, Сергей Балдыков и Юрий Юминов -- вошли в список обвиняемых.
Судью Елену Каневу слушали затаив дыхание, хотя в небольшом помещении разобрать отдельные фразы было весьма непросто. И только сроки заключения, прозвучавшие в конце, заставили вздрогнуть обвиняемых и заплакать их родственников. «Хорошо, что расстрел отменили...» -- сказал кто-то в зале.
Все 13 эпизодов обвинения, представленных в деле, суд посчитал доказанными. Доказанной была признана также сумма похищенных и легализованных средств -- 342 млн рублей.
Иного исхода никто и не ожидал. Адвокаты готовили родственников своих подзащитных к тому, что сроки будут близкими к запрошенным прокуратурой. Так и случилось. Неожиданностью стало лишь ужесточение наказания -- судья посчитала сроки, предложенные гособвинителем, слишком маленькими. В частности, главный фигурант дела Алексей Курцин вместо запрошенных 13 получил 14 лет колонии строгого режима. Другие фигуранты дела также получили больше, чем планировала прокуратура. Кроме того, Алексею Курцину и двум предпринимателям -- Алексею Александрову и Игорю Гончарову -- назначен штраф в размере 1 млн рублей.
Адвокат Курцина Юрий Ларин комментировать приговор отказался: «Сначала нужно увидеть его на бумаге, а уже потом можно говорить, будем мы его обжаловать или нет».
Эдуард ЛОМОВЦЕВ