|
|
N°225, 02 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Фрау Меркель никогда не будет марионеткой США»
Новое правительство Германии во главе с канцлером Ангелой Меркель расставляет свои акценты во внешней политике. Фрау Меркель уже побывала в Париже, Брюсселе и Лондоне. Сегодня ее ждут в Варшаве, куда она отправится вместе с министром иностранных дел, социал-демократом Франком-Вальтером Штайнмайером. Он только что вернулся из поездки в США, а завтра совершит краткий визит в Москву, где встретится с главой МИДа Сергеем Лавровым.
Не указывает ли такая очередность на приоритеты коалиционного правительства, объединяющего христианских демократов из ХДС/ХСС и социал-демократов из СДПГ? На вопросы берлинского корреспондента «Времени новостей» Юрия ШПАКОВА отвечает заместитель председателя фракции СДПГ в бундестаге Вальтер КОЛЬБОВ. С 1998 по 2005 год он был заместителем министра обороны ФРГ.
-- Президент Путин первым из глав зарубежных государств поздравил Ангелу Меркель с избранием в ноябре федеральным канцлером и пригласил посетить Россию. Однако пока Меркель в Москве не побывала. Нет ли здесь какого противоречия?
-- О диссонансе в наших отношениях в связи с этим и речи быть не может. Новое федеральное правительство будет и дальше развивать хорошие отношения с Россией. Уже в первом правительственном заявлении в бундестаге на этой неделе говорилось о стратегическом партнерстве Германии и России. Все спекуляции о "новой политике" в отношении России беспредметны. У нас так принято, что свои первые визиты главы государства совершают к соседям. График визитов фрау Меркель был построен в соответствии с этим.
-- Что из внешнеполитического наследия кабинета Герхарда Шредера унаследует новая власть?
-- Между ХДС/ХСС и СДПГ по ряду принципиальных вопросов уже давно существовал консенсус. Например, относительно многих важнейших оперативных решений использования частей бундесвера за границей. Могу с полной ответственностью сказать, что коалиционный договор двух народных партий -- это документ, свидетельствующий о надежности и прогнозируемости немецкой оборонной и внешней политики.
-- Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер в субботу после Варшавы направится в Москву. Еще в ходе предвыборной борьбы христианские демократы указывали, что Германия не будет строить отношения с Москвой "через голову" Польши.
-- Тот факт, что новые немецкие руководители сначала посещают Польшу, а затем Россию, не следует неверно интерпретировать. Германия намерена построить с восточным соседом Польшей такие же гармоничные отношения, как и с западным -- Францией. Но с Францией развитие отношений по восходящей идет с 1945 года. Польша стала нашим близким партнером лишь после распада восточного блока 15 лет назад. Не надо противопоставлять этот процесс развитию связей с нашим стратегическим партнером Россией.
-- Неужели когда-нибудь между Германией и Польшей установится безоблачная гармония?
-- К этому мы стремимся. У нас и сейчас отношения хорошие, но мы хотели бы их сделать еще лучше. С помощью европейских структур мы ищем совместные пути решения таких послевоенных проблем, как страдания беженцев (имеются в виду немцы, жившие до войны на землях, отошедших потом к Польше. -- Ред.).
-- Ожидаемое военно-политическое сближение между Германией и США воспринимается в России неоднозначно. В Москве высказываются мнения, будто канцлер Меркель чуть ли не "марионетка США"...
-- Подобные опасения неуместны, они не соответствуют действительности. Хорошие отношения Германии с США не ухудшат ее связей с Россией. Германия стремится к политической гармонии на Западе и Востоке. Фрау Меркель никогда не была и не будет «марионеткой США». Как и ее предшественники на посту канцлера, она будет представлять Германию в качестве одного из важнейших партнеров США.
-- Вы приветствуете сближение США и Германии?
-- Обе стороны удовлетворены таким сближением, и это стало очевидно после встречи министра Штайнмайера с американской коллегой Кондолизой Райс в начале недели. Нет противоречия и в том, что Германия хочет иметь равный уровень согласия как с США, так и с Россией. Скорее речь идет о том, что Германия определяет свою роль в мире в качестве средней «мировой державы».
-- Что вкладывается в это понятие?
-- К примеру, с самого начала существования ФРГ все ведущие политические силы на протяжении всей послевоенной истории выступали за Германию без ядерного оружия. Но независимо от этого вследствие своего политического веса Германия стремится играть важную роль в международных делах. Речь идет об активной роли в миротворческих операциях, борьбе против международного терроризма, стремлении стать постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Беседовал Юрий ШПАКОВ