|
|
N°223, 30 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Блэр смотрит в «посткиотский» период
В преддверии 11-й сессии Конференции сторон Киотского протокола, главной темой которой станет обсуждение ситуации в период, когда действие этого соглашения завершится, премьер-министр Великобритании Тони Блэр захотел активно поучаствовать в решении проблем с выбросами парниковых газов. Он заявил вчера в Лондоне на конференции Конфедерации британской промышленности, что после 2012 года (срок окончания действия Киотского протокола) появится новое «обязывающее международное соглашение», участниками которого станут все ведущие индустриально развитые державы планеты. «Будущее -- за чистой энергией. Всем народам предстоит диверсифицировать свою зависимость от одного отдельно взятого источника энергии», -- цитирует его ИТАР-ТАСС. Г-н Блэр обещал, что Великобритания выполнит свои обязательства по сокращению выброса в атмосферу парниковых газов. Однако премьер признал, что в последнее время выброс таких веществ в королевстве увеличился. Эксперты напоминают, что Киотский протокол изначально задумывался как экспериментальный документ, на базе которого впоследствии будет создано новое, более прогрессивное соглашение.
Цель Киотского протокола -- сокращение до 2012 года странами-участницами выбросов парниковых газов на 5% от уровня 1990 года. Россия и Украина в тот же период обязались сохранить выбросы на уровне 1990 года, для развивающихся стран никаких «заданий» не предусмотрено. Документ предусматривает возможность для предприятия (либо страны) продать часть объема приходящихся на ее долю парниковых газов, которую удалось сократить в результате введения новых технологий либо уменьшения потребления энергоресурсов. 1 января в Париже открылась биржа Евросоюза по торговле квотами на выбросы парниковых газов.
Как отмечает президент Института энергетической политики Владимир Милов, «посткиотский» протокол для мировой общественности куда важнее, чем уже заключенный договор. «Это только в России до недавних пор обсуждалось уже существующее соглашение, -- говорит он. -- В то же время г-н Блэр всегда был одним из апологетов борьбы с глобальным потеплением». При этом, по мнению эксперта, едва начав действовать, Киотский протокол уже себя дискредитировал. Документ не содержит ответа на вопрос, как ограничить выбросы, сохранив при этом экономический рост. Протокол жестко регламентирует объем выбросов, однако в условиях существующей энергетической системы, когда человечество пользуется главным образом традиционными источниками топлива, единственным вариантом является регулирование объемов выбросов в относительных цифрах, которые должны соотноситься с ростом ВВП.
Впрочем, Россия, несмотря на ратификацию протокола, фактически не извлекает из него выгод. Сейчас на европейскую биржу, торгующую квотами, допускаются только компании Евросоюза, которые имеют сертификаты ЕС о допустимом объеме выбросов. Европейцы могут купить квоты у россиян только напрямую, причем заплатив не деньгами, а инвестициями в энергосберегающие проекты в России. Однако в нашей стране до сих пор нет соответствующей системы учета выбросов: Минэкономразвития ее разработало, но до сих пор она остается в виде проекта.
Иван ГОРДЕЕВ