Время новостей
     N°224, 01 декабря 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.12.2005
Приключения денежного мешка
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству пережила первую пятилетку
1 декабря 2000 года была заложена действующая сегодня модель системы военно-технического сотрудничества (ВТС): торгующие российским оружием и военной техникой организации были слиты, и на их базе образовался единый государственный посредник -- федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт». Структурно он вошел в Федеральную службу ВТС, глава которой стал заместителем министра обороны. Прошедшие пять лет подтвердили: структура вполне эффективна. Объем годового экспорта вырос с 2,7 до 5,8 млрд долларов.

Но и это не предел, уверен первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Денисов. Система ВТС постепенно либерализуется: количество предприятий оборонки, имеющих право выхода на внешний рынок с запчастями и услугами по ремонту, выросло с 5 до 16. На очереди еще несколько предприятий. Однако вовсе не обязательно, что всех их во внешнюю торговлю пустят автоматом -- требования предъявляются весьма жесткие. Такой же подход будет и в отношении формирующихся интегрированных структур -- оборонных холдингов, обещает Александр Денисов. В ближайшее время зеленый свет будет дан пока «Оборонпрому» по вертолетной теме и фирме «Ильюшин» по военно-транспортным самолетам.

Кроме того, Федеральная служба ВТС намерена способствовать созданию совместных предприятий по типу индийско-российской фирмы «Брамос», складов запчастей, лицензионного производства российской военной техники за рубежом. Обычно сотрудничество в этом секторе строится так: у России закупается партия, например, самолетов, за ней -- лицензия. Г-н Денисов не согласился с предположением журналистов, что Россия идет на лицензионное производство под давлением выгодного покупателя. Он полагает, что это выгодно прежде всего России: на вырученные деньги КБ разрабатывают новые образцы вооружения.

Поставки отдельными предприятиями запчастей и комплектующих увеличились за эти пять лет с 20 млн в 2000-м до 300 млн долл. в 2005 году. Плюс в этой же сфере 400 млн долл. заработал "Рособоронэкспорт". Проблемой остаются послепродажное обслуживание и модернизация поставленной ранее во многие страны мира советской и российской военной техники. По скромным подсчетам, этот сектор сулит России не менее 10 млрд долл. Здесь, конечно, сказывается конкуренция (не всегда добросовестная) бывших союзных республик и стран соцлагеря, но она преодолима.

Система ВТС в последнее десятилетие стала палочкой-выручалочкой для отечественных оборонных предприятий: гособоронзаказа практически не было, и оборонка жила благодаря средствам от иностранных контрактов. По сути, ФС ВТС была для оборонщиков денежным мешком. Благодаря этим средствам российские КБ выдали на-гора новые образцы вооружений и военной техники. Это и широко известный ныне тактический ракетный комплекс «Искандер» Коломенского КБП, и модернизированный истребитель Су-27, и комплекс ПВО «Панцирь».

Главная функция ФС ВТС в соответствии с указом президента -- надзирать, контролировать и координировать работу субъектов военно-технического сотрудничества. Работают специалисты службы в межправительственных комиссиях, которых сегодня несколько десятков. В общении с иностранными партнерами рождаются программы сотрудничества (как правило, на три--пять лет), а за ними и контракты. Примерно 70% экспорта российских ВВТ приходится на Индию и Китай, но кроме них есть еще 82 страны-партнера. Для сравнения: у США около сотни таких партнеров, у Франции -- 29, у Германии и Великобритании -- по 26. Российский рынок расширяется, имея хорошие «плацдармы» в Латинской Америке, на Ближнем Востоке, в регионе Персидского залива. В перспективе вполне возможно развитие рынка и с западными странами, особенно в сфере высоких технологий. Тем более что с некоторыми из них уже созданы межправкомиссии и программы сотрудничества.

Руководство ВТС обеспокоило недавнее обещание министра обороны Сергея Иванова ликвидировать институт прикомандированных офицеров. Служба может лишиться многих ценных кадров. Ни одно учебное заведение специалистов для ВТС, и в частности «Рособоронэкспорта», не готовит. Костяк ФС ВТС составляет офицерский состав, который знает военную технику, способы ее боевого применения. Прикомандированных офицеров посылают подучиться на полугодовые курсы в Академию внешней торговли. Кстати, многие иностранные заказчики (главным образом военные) хотят, чтобы и сторону продавца представляли люди в погонах.

Есть проблема и в связи с тем, что главный субъект ВТС -- «Рособоронэкспорт» пытается стать государственной корпорацией и может выйти из-под крыла ФС. Соответствующие документы уже рассматривались в течение полутора месяцев рабочей группой, созданной по поручению президента. Сейчас бумаги на согласовании в федеральных ведомствах. Г-н Денисов признал: вопросы в связи с грядущими переменами существуют. Но он уверен, что даже если госпосредник получит новую организационную форму, система ВТС в целом принципиально не изменится, госмонополия сохранится в любом случае.

Если что и может поменяться, так это структура экспорта. В этом году 50--60% придется на военно-морскую продукцию, не менее 30% -- на авиацию, несколько хуже с комплексами ПВО и с сухопутным вооружением -- тут всего по нескольку процентов от общего объема. Но в следующем году ожидается подписание серьезных контрактов по средствам ПВО. Вообще прогнозы по поставкам хорошие. Во всяком случае в Федеральной службе ВТС уверены: 5,1 млрд долл. доходов от продажи оружия, о которых говорил не так давно президент, будут в этом году заработаны. И в следующих годах торговцы оружием не намерены опускаться ниже уровня 5 млрд. долларов.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Военная доктрина