Время новостей
     N°223, 30 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.11.2005
Ненаглядная агитация
Партии пытаются вернуть избирателей к политической жизни
В начале нынешней осени мэр Москвы Юрий Лужков пообещал сделать грядущие выборы в Московскую городскую думу честными и демократическими. Количество скандалов, сопровождающих кампанию, после этого заявления не сократилось. О большинстве из них простой обыватель, тем не менее так и не узнает -- москвичи, как и большинство россиян, не имеют привычки следить за ходом судебных разбирательств. Наверняка и телеканалу с довольно скучными дебатами москвич часто предпочитает другой телеканал -- с сериалом.

Зато практически все избиратели каждый день заходят в метро. Именно здесь и кучкуются уже которую неделю активисты большинства партий, участвующих в выборах. А розданные у метро агитматериалы имеют наибольший шанс быть прочитанными по дороге на работу. Партийцы разделились на тех, кто решил взять количеством агиток, и тех, кто поставил на картинки и зрительные образы. Объединило авторов буклетов и газет одно -- нелюбовь к партии власти.

Сама партия власти «Единая Россия» на такие мелочи, как раздача буклетов у метро, не разменивалась. Собственно, ей это и не очень нужно -- огромные стенды и растяжки по всему городу возвещали о том, что Юрий Лужков готов «сохранить Москву вместе» с депутатами-единороссами, а также, что оные депутаты сами верят в свой город и в свои силы.

Как выяснилось после изучения наглядной политической рекламы, все остальные партии «Единой России» не верят и москвичам делать это не советуют. На лицевой стороне одной из листовок партии «Родина», раздаваемых уже после отмены Мосгорсудом регистрации партии на выборах, написано «Родина» против «Медведей». Сам вражеский медведь нарисован тут же хитро поглядывающим на загадочную трещину в земле. Весь его вид и поза говорят о том, что медведь и есть этой трещине автор, а сама трещина представляет явную опасность для избирателя. Далее на нескольких страничках перечислены законопроекты Госдумы, по которым родинцы голосовали "против" (отдельно указаны случаи, когда фракция в знак протеста вообще покидала зал заседаний), а единороссы -- "за".

По окончании наглядных объяснений антинародной политики "Единой России» пиарщики «Родины» приводят исторические доказательства опасности единороссов, цитируя Ивана Крылова: «Крестьянин ахнуть не успел, как на него «Медведь» насел». Тираж этого произведения составляет 500 тыс. экземпляров.

Российская Партия жизни, возглавляемая формально третьим человеком в государстве -- спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым, на своих листовках медведя вообще убила. Под лозунгом «Партия жизни против партии власти» изображена безжизненная туша лесного зверя. А на обороте другой мишка, видимо, сильно озлобленный надетым на него галстуком и такой несправедливостью по отношению к сородичу, противопоставлен политической программе РПЖ. Программу эту в свое время доходчиво описал сам Сергей Миронов: «Россиян в России должно быть больше, жить они должны лучше, а жизнь их должна быть наполнена высоким гуманистическим смыслом». Указанный тираж этого визуального убийства медведя -- 300 тыс. экземпляров. И уж явно не поддается подсчету количество писем, рассылаемых Партией жизни избирателям по электронной почте. В письмах в красках описаны действия партийцев на трудном пути «увеличения продолжительности и улучшения качества жизни каждого москвича».

ЛДПР ругать партию власти не решилась и ограничилась тем, что хвалила себя. Газеты ЛДПР у метро раздают по две в руки, рассчитывая, видимо, на то, что один экземпляр вы «передадите другу». Большинство листовок начинаются со слов «дорогие москвичи» и снабжены суровым портретом лидера партии Владимира Жириновского. Размещения других картинок на агитках либерал-демократы решили избегать -- после того как Мосгоризбирком признал одну из листовок «не соответствующей требованиями избирательного законодательства». На ней была помещена фотография мужчины кавказской внешности, торгующего дынями, и надпись «Россия -- для русских, Москва -- для нас».

Часть коммунистического электората сама вышла на улицы Москвы для агитации за любимую партию. Раздающие листовки КПРФ отличаются особой активностью и неприкрытой идейностью. В то время как агитаторы за другие партии у станций метро молчаливо и мирно делят пространство, сторонники КПРФ стоят всегда в одиночестве и зачастую помогают раздаче листовок громкими личными комментариями. 500 тыс. экземпляров красно-белых глянцевых коммунистических листовок ругают власть вообще и представляют свою первую тройку кандидатов. Эти листовки рассчитаны на простой просветительский эффект. Те, у кого хватит времени заглянуть в партийную газету, столкнутся с таким образцом политического креатива: на первой странице, практически под шапкой партийной газеты крупно набран призыв «Чтобы русская держава больше не слабела, не ходи, народ, направо -- поверни налево!»

Листовки блока «Яблоко -- объединенные демократы» раздают преимущественно студенты, говорящие всем сочувствующим: «Большое спасибо». Агитационные материалы «яблочников» разнообразны и апеллируют к продвинутым избирателям -- в них есть намеки и на несогласие с новым порядком назначения губернаторов, и возможность фальсификации выборов. Уже в предвыборной агитации «яблочники» пораженчески намекают на то, что после выборов по традиции не согласятся с официальными результатами голосования, так как «власть испугалась, что москвичи проголосуют за список демократов». Демократов также озаботила и явка на выборы в Мосгордуму -- в листовках они призывают москвичей не бояться и приходить голосовать.

К явке оказались неравнодушны и власти Москвы. Совокупный тираж социальной рекламы, гласящей, что 4 декабря состоятся выборы депутатов Мосгордумы, превышает тираж агиток всех политических партий. Один образец московской социальной рекламы москвичу предлагается повесить на стену и вписывать в заготовленные графы телефоны ближайших отделений МЧС, милиции, ЖЭКа, а также имена своих детей.

Дарья ГУСЕВА