|
|
N°163, 07 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уговор дороже газа
В понедельник российские и украинские представители должны подписать договор о реструктуризации 1,3 млрд долл. газового долга Киева, существование которого страна долго не признавала. Украине предоставляется десятилетняя рассрочка, «должником» же будет выступать не украинское государство, а компания «Нефтегаз Украины». Ход переговоров корреспонденту газеты «Время новостей» Светлане СТЕПАНЕНКО комментирует народный депутат, глава подкомитета Верховной рады по ТЭК и газовой промышленности, советник главы «Нефтегаза Украины» Иван ДИЯК.
-- В России соглашение о реструктуризации украинского долга многие называют поражением Касьянова, который так и не смог добиться для него статуса государственного.
-- Это не поражение, а разумная позиция. Касьянов и Кинах сделали все, чтобы договор был взаимоприемлемым. Украина не может признать газовый долг государственным, потому что соглашения о российских поставках подписывали отдельные компании, например НАК «Нефтегаз Украины», они и должны нести ответственность. Раз есть правопреемники корпоративных долгов, значит, не проигрывает ни одна сторона.
-- А не считаете ли вы этот договор поражением Украины? Премьер Кинах, подписав договор о реструктуризации, тем самым признает факты несанкционированного отбора газа, в принципе недоказуемые.
-- Несанкционированный отбор -- это не что иное, как отбор больших объемов газа, чем предусмотрено контрактом. Как правило, такие случаи фиксировались и оформлялись документально. Несмотря на многочисленные спекуляции, такие факты нельзя считать воровством. И в «Газпроме» это прекрасно понимают.
-- Сможет ли «Газпром» претендовать на имущество «Нефтегаза», если тот не будет выплачивать долг, как предусмотрено соглашением?
-- «Нефтегаз» может распоряжаться газотранспортной системой и газохранилищами, которые переданы ему в пользование фондом государственного имущества. Однако вариант банкротства маловероятен. Если что-то не будет получаться, Украина сможет расплатиться тем газом, который Россия отдает в качестве платы за транзит, -- 30 млрд кубометров ежегодно по 80 долл. за тысячу кубометров составляет в сумме 2,4 млрд. Что касается дальнейшего наращивания долга, то со стороны Украины давно нет несанкционированных отборов, готовится соглашение о гарантиях транзита в Западную Европу до 2010 года.
-- Так «Нефтегаз» ответит за свои долги имуществом? «Газпром»-то рассчитывает отнюдь не на газ.
-- Еще раз повторяю: не думаю, что дело дойдет до имущества. Украине есть что сказать при подсчете взаимных долгов. К примеру, Россия ни копейки не платит за закачку и хранение газа в подземных газохранилищах, которые были построены для бесперебойных поставок в Западную Европу. С 1995 по 2000 год на эти цели нужно было потратить 675 млн долл., а если считать по европейским тарифам, то в 1,5--2 раза больше. Если бы Россия оплачивала эти расходы, больше половины украинского долга в 1,3 млрд уже было бы погашено. Соглашение о поставках газа на 2001 год предполагает подписание аналогичного двустороннего договора до 1 мая нынешнего года. Россия по сей день этого не сделала и ныне не закачивает газ в хранилища. Это некорректно.
-- Будут ли предметом переговоров 10 сентября другие «газовые» вопросы?
-- В первую очередь надо реструктуризировать долг, потом решить вопрос с оплатой подземок. В более далекой перспективе Украина будет настаивать на заключении договора на несколько лет, которым Россия обязуется обеспечить законтрактованные объемы экспортного газа для загрузки нашей газотранспортной системы. Иначе сейчас «Газпром» будет зарабатывать деньги, используя украинскую трубу, а потом построит обходные пути и откажется от услуг Украины. Это несправедливо, Россия должна предоставить со своей стороны твердые гарантии поставок.
-- В Москве говорят, что дополнительные газопроводы строятся, чтобы увеличить объемы экспорта газа, а не ущемить интересы Украины.
-- СМИ искажают информацию, когда пишут, что через Белоруссию идет ямальский газ. Это прежний поток из Уренгоя, только теперь его делят в Торжке на два потока, один из которых уходит в Белоруссию. Чтобы экспортировать ямальский газ, надо для начала освоить месторождения и построить газопровод в Западной Сибири. В российских госпрограммах это запланировано на период после 2010 года. Газопровод на Польшу через Кобрин--Люблин--Копушаны также дублирует два украинских -- Торжок--Долина, Ивацевичи--Долина, которые загружены на несколько процентов. О каком наращивании объемов экспорта идет речь, если до 2010 года -- периода освоения новых сибирских месторождений -- добыча газа опять упадет, ежегодный спад составляет 3--5%? Россия экспортирует законтрактованный газ за счет сокращения потребления. Вместо того чтобы обходить Украину, которая ни разу не сорвала поставки в Западную Европу, логично было бы осваивать сибирские месторождения.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО