|
|
N°227, 06 декабря 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тяжелая вода
Для водоснабжения Москвы могут использоваться «грязные» трубы
Водопровод водопроводу рознь. В Италии до сих пор функционируют акведуки Древнего Рима. В российской столице есть такие же примеры пусть и не античного, но весьма завидного долголетия коммуникаций: в отличном состоянии находятся чугунные трубы, уложенные еще в 1903--1905 годах. Впрочем, если не принимать во внимание этого единичного долголетия, в целом водоснабжение Москвы пришло к настоящему моменту в неудовлетворительное состояние.
Как заявил гендиректор «Мосводоканала» Станислав Храменков, 50% труб московского водопровода нуждается в замене. Львиная доля использующихся в водоснабжении Москвы водопроводных труб произведена из стали -- 72%. Еще 26% -- это трубы чугунные. Оставшиеся -- это железобетонные и пластиковые трубы. Дореволюционные коммуникации потому-то и сохранились хорошо, что сделаны они были из хорошего чугуна. А вот проблемный объем, нуждающийся в замене, -- это трубы, сваренные из некачественной стали, уложили которые в 1965--1980 годах. По словам Храменкова, в полной замене нуждается 3 тыс. километров московского трубопровода. Каждый год меняется 130 километров труб вместо необходимых трехсот. Ежегодно для этих целей требуется 2 млрд руб. Как заявил глава «Мосводоканала», денег городские власти выделяют чуть меньше, но в целом объемы финансирования позволяют проводить замену труб.
Вместе с тем модернизация московского водопровода тревогу и озабоченность все же вызывает. У экологов. Сокращенные объемы финансирования заставляют «Мосводоканалстрой» прибегать к экономии. Поэтому в качестве одного из вариантов закупаются дешевые водопроводные украинские трубы, которыми завален российский рынок. Однако озабоченность экологов вызывают не экономические вопросы, а проблемы радиационной безопасности.
Дело в том, что на Украине активизировался процесс утилизации металла из зоны Чернобыльской АЭС. Масштабы впечатляют -- запасы чернобыльского лома превышают миллионы тонн. Правительство Украины уже провело тендер среди металлургических предприятий, которые желают переплавлять чернобыльский металлолом. Разумеется, металл из чернобыльской зоны подвергается дезактивации, но при этом никто не гарантирует абсолютной безопасности труб, произведенных из чернобыльского металла, т.к. способов полной очистки от радиации даже при промышленной обработке не существует. Частицы с гамма-, альфа- или бета-активностью могут стать серьезной угрозой для здоровья и жизни человека. Между тем украинский металл, в том числе и выплавленный из зараженного лома, широко применяется в строительстве жилых домов (балки, арматура) и прокладке инженерных коммуникаций (трубы), среди которых тот же водопровод.
Главным потребителем украинской металлопродукции, в том числе и стальных труб, является Россия. Таким образом, нельзя исключать, что вода в жилища россиян, и москвичей в частности, может поступать через «фонящие» трубы. Опасения небеспочвенны, т.к. «Мосводоканалстрой» пользуется услугами российских металлотрейдеров, многие из которых (ДиПОС, «Комтех», «Ведис-сталь» и др.) закупают продукцию на Украине. Трейдеры, в свою очередь, закупают продукцию у украинских металлургических комбинатов, активно использующих в качестве вторсырья чернобыльский металл. Украинская пресса чуть ли не каждый день сообщает о фактах нахождения промышленных партий радиоактивного металла. Например, на прошлой неделе, по информации МЧС в Запорожской области комбинат «Запорожсталь» получил вагон с металлом, радиационный фон которого составляет 113 мкР ч, что на порядок превышает все разумные нормы. Установлено, что радиоактивное сырье на меткомбинат направило ООО «НПО «Гарт». По информации того же МЧС Украины, это уже не первый подобный инцидент. Необходимо отметить, что это только официальная информация. Украинские меткомбинаты давно испытывают серьезные трудности с сырьем, поэтому вынуждены идти на использование чернобыльского «фонящего» металла. Масштабы этой переработки уже достигли огромных объемов и давно стали секретом Полишинеля. Поэтому правительство Украины вынуждено идти на легализацию подобных весьма сомнительных с точки зрения экологии и радиационной безопасности действий и даже проводить пресловутые тендеры.
Наших же отечественных потребителей вопросы использования радиоактивной продукции почему-то волнуют мало. На повестке дня -- экономическая эффективность. При этом никто из них не может дать ответ, кто же будет нести ответственность за радиационное поражение конечных потребителей -- нас с вами. Сегодня в различных уголках России периодически раздается «треск» -- зашкаливают приборы, поднесенные к различным металлоконструкциям.
Таможня не в состоянии поставить прочный заслон поставкам «грязного» металла, т.к. техническая оснащенность еще низка. Остается надеяться, что российские покупатели радиоактивных труб и коммунальные организации все-таки задумаются не только над тем, как подешевле купить, на кону жизнь и здоровье наших соотечественников, экологическая безопасность нашей страны. Не понимать это по меньшей мере недальновидно, а по большому счету -- преступно.
Размещено в газете под рубрикой "Позиция"
|