Время новостей
     N°222, 29 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.11.2005
Человек у аппарата
Михаил Фрадков распределил полномочия между вице-премьерами
Вчера Михаил Фрадков представил Владимиру Путину новое распределение обязанностей между ним и вице-премьерами, "утроение" которых произошло ровно две недели назад. Тогда Владимир Путин назначил главу своей администрации Дмитрия Медведева первым вице-премьером, а министра обороны Сергея Иванова произвел в простые "вице".

«Теперь есть целостная картина реализации закона о правительстве», -- заявил вчера глава кабинета. Вывод г-на Фрадкова по итогам последней реорганизации в исполнительной власти очевиден: правительство усилилось.

Правительство при расширении руководящей верхушки и привлечении в управление особо доверенных президенту лиц имеет шанс стать реальным органом исполнительной власти не только по закону, но и по жизни. Сейчас же, на взгляд премьер-министра, полномочий и ответственности за их исполнение у кабинета больше чем достаточно. Более того, даже прибывшая подмога -- первый вице-премьер Дмитрий Медведев и вице-премьер Сергей Иванов -- вместе с уже имевшимся вице-премьером Александром Жуковым не покрывает весь спектр «белых пятен» в управлении.

Важная новация в случившемся перераспределении обязанностей -- существенное расширение полномочий руководителя аппарата правительства, министра Сергея Нарышкина. Отныне ему предписаны функции, скорее похожие на вице-премьерские. Свои необычные для простого министра функции -- координатора других министров -- он будет исполнять только по личному поручению главы кабинета.

Оговорены также и сферы влияния г-на Нарышкина: промышленность, федеральная собственность, административная реформа, туризм, госслужба, экологический, технологический и атомный надзор, международные отношения и чрезвычайные ситуации. Кураторство в части собственности над МЭРТ и в части промышленности над Минпромэнерго говорит не только о повышении авторитета Сергея Нарышкина как персоны, но и вверенного ему аппарата правительства как структуры.

Премьер развеял слухи о том, что роль первого вице-премьера Дмитрия Медведева в правительстве будет ограничена сферой национальных проектов. Помимо этой и главной работы за г-ном Медведевым закреплены еще четыре весьма важные функции: кураторство государственной политики в сфере природопользования, средства массовых коммуникаций, взаимодействие с прокуратурой и судами, а также антимонопольная политика.

За вице-премьером Сергеем Ивановым, как и предполагалось, закреплены военно-техническое сотрудничество и оборонно-промышленный комплекс. Появились четко прописанные функции и у старожила вице-премьерского корпуса Александра Жукова: экономическая политика, финансы, инвестиционная и тарифная политика, естественные монополии, а также физическая культура.

Не обделил премьер-министр и себя. Он не стал лишаться контроля над ключевыми правительственными комиссиями: бюджетной, по вопросам оборонно-промышленного комплекса, по работе с регионами, по интеграции. Останется г-н Фрадков и главой двух советов -- по иностранным инвестициям, а также по предпринимательству и конкурентоспособности.

Более того, премьер основал новую комиссию, подотчетную лично ему, -- по развитию минерально-сырьевой базы страны и ТЭК. При этом г-н Фрадков отдал г-ну Медведеву комиссию по интеллектуальной собственности, г-ну Жукову комиссию по ВТО и по транспорту, а г-ну Иванову -- Морскую коллегию.

Такое распределение обязанностей может поменять всю идеологию, ради которой весной 2004 года формировалось новое правительство. Как известно, сокращение количества вице-премьеров до одного и уменьшение количества министерств объяснялось желанием повысить статус и роль министров. Фактически главы ключевых ведомств при таком раскладе получали вице-премьерские полномочия. Теперь же происходит возврат к прежней модели кабинета, когда вице-премьеры курируют конкретные блоки, а значит, хотя бы формально должны руководить профильными министрами.

Не факт, что это добавит однородности и слаженности страдающему от внутренних противоречий кабинету министров. Ведь теперь получается, что тот же Александр Жуков должен курировать сферу естественных монополий, к которой "исторически" больше тяготеет Дмитрий Медведев, остающийся председателем совета директоров "Газпрома". С другой стороны, за г-ном Медведевым закреплено Министерство природных ресурсов, которое выдает лицензии тем же естественным монополиям. Так что предстоит еще поработать над тем, чтобы избежать не только дублирования функций, но и противоречий между кураторами.

Более того, хотя вчера премьер и говорил о возникающей целостной картине реализации закона о правительстве, он не исключил возможности новых структурных изменений в кабинете. Поэтому было бы преждевременно говорить, что теперь, с распределением полномочий между вице-премьерами, стало намного больше ясности относительно реального веса ключевых фигур в правительстве и эффективности кабинета в целом.

Вера КУЗНЕЦОВА, Михаил ВОРОБЬЕВ