|
|
N°223, 30 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Название обязывает
Фестиваль «Вера, надежда, любовь» к 75-летию Большого симфонического оркестра
На новой сцене Большого театра открылась серия концертов, посвященная юбилею одного из лучших оркестров страны -- БСО под руководством Владимира Федосеева. Масштабная программа, исполненная в первый день фестиваля, включала хотя и в отрывках, но аж три симфонии трех композиторов (прозвучали части из Первых симфоний Чайковского, Бизе и Скрябина, в чем можно было увидеть и эффектную нетривиальность, и желание не столько подводить итоги, сколько смотреть вперед). Еще Двойной фортепианный концерт Моцарта с любимыми солистами БСО и его постоянными партнерами не только по российской, но и по венской сцене -- Елизаветой Леонской и Олегом Майзенбергом. Из венцев (Федосеев постоянно работает в австрийской столице) еще присутствовал Флориан Цвиауэр -- концертмейстер Венского симфонического оркестра; он солировал в «Размышлении» Массне из оперы «Таис». Романс в народном стиле Щедрина «Таня-Катя» для женского голоса и струнного оркестра с Марией Гавриловой и ариозо Онегина с итальянским баритоном Лючио Галло дополняли приветствия оркестру (от Венской консерватории, итальянских певцов, Академии хорового искусства Виктора Попова и проч.) и показ коллекции шелковых концертных платьев, подаренных БСО швейцарским меломаном Энди Штуцем. Оркестр, который подошел к значительному юбилею под актуальным теперь девизом «Вера, надежда, любовь» («верю в искусство, надеюсь на него и свой оркестр, а любовь объединяет нас всех и пронизывает все, что мы делаем» -- примерно так объяснял Федосеев название фестиваля), сегодня излучает уверенность, демонстрирует широту репертуара и избегает того, чтобы выглядеть и звучать старомодно.
В рамках фестивального цикла на декабрь запланированы шесть программ, ни одну из которых нельзя назвать проходной -- настолько все они нестандартны и монументальны. Чего стоит одна Восьмая симфония Малера (Симфония тысячи участников), которая прозвучит в зале Чайковского 19 декабря. Еще один автор, которому в цикле нашлось особое, монографическое место, -- Георгий Свиридов. 16 декабря к 90-летию со дня рождения композитора в исполнении БСО и Академии хорового искусства прозвучат концерт для хора «Пушкинский венок», музыкальные иллюстрации «Метель» и громкий раритет -- «Патетическая оратория» на слова Маяковского (1959) для баса, хора и оркестра (названия частей: «Марш», «Рассказ о бегстве Врангеля», «Героям Перекопской битвы», «Наша земля», «Здесь будет город-сад», «Разговор с товарищем Лениным», «Солнце и Поэт»). Нельзя не предположить, что эта вещь станет одним из самых ярких центров всей программы фестиваля и что в Малере и Свиридове оркестр видит не просто своих любимцев, но, возможно, выразителей собственных эстетических устремлений.
Еще один принципиальный момент юбилея -- вечер с участием победителей специально объявленных оркестром музыкального (композиторского) и литературного (эссе на темы музыки) конкурсов. О выраженных в сочинениях-призерах пристрастиях БСО можно будет узнать уже 3 декабря в Большом зале Консерватории.
Фестиваль не ограничится только московскими залами. 5 декабря оркестр и его художественного руководителя, работающего в этой должности уже три десятилетия, примет Золотой зал Musikverein в Вене. Кроме федосеевской редакции сюиты Чайковского из балета «Щелкунчик», Первой симфонии Бизе (уже целиком) и бетховенской увертюры «Леонора №3» прозвучит Первый скрипичный концерт Шостаковича с одним из лидеров мировой скрипичной сцены Максимом Венгеровым. Таким образом, получается, что Вене из юбилейного меню достается сладкое, а Москве зато самое содержательное, масштабное, трудное, нагруженное пафосом, тревогами, убеждениями и фантазиями.
Юлия БЕДЕРОВА