|
|
N°222, 29 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Встречные претензии
Налоговый подкомитет Госдумы грозит фискалам лишением свободы
Не одним только налоговикам предъявлять растущие претензии к плательщикам. Часть депутатов Госдумы предлагает значительно либерализовать законопроект о совершенствовании налогового администрирования. 750 поправок, написанных налоговым подкомитетом, в парламенте начнут рассматривать 6 декабря. В поправках предлагается ограничить полномочия налоговиков при камеральных проверках, запретить повторные выездные проверки, а также ввести ответственность за неправомерные действия сотрудников налоговых органов вплоть до лишения свободы.
Чтобы не допускать случаев, когда требование об уплате налогов приходит в компанию в пятницу вечером, а заплатить надо к понедельнику (иначе проштрафишься), депутаты уточнили сроки, в рамках которых налоговики могут предъявлять свои претензии. Срок должен исчисляться календарными днями, уверены в налоговом подкомитете. Если в течение срока, исчисляемого одной неделей, попадают выходные или праздники, время уплаты налогов продлевается на эти дни.
Заявления и жалобы плательщиков на возмещение убытков, причиненных незаконными ненормативными актами налоговиков или их незаконными действиями, как сказано в поправках, должны разрешаться в срок не позднее одного месяца со дня поступления в налоговый, таможенный или финансовый орган.
Придуман также и механизм оформления претензии, так называемое требование о соблюдении законодательства о налогах и сборах. Это будет письменное уведомление о несогласии с актом налогового органа, причем подано оно может быть в отношении как коллегиального, так и единоличного акта. Требование подлежит рассмотрению в пятидневный срок, а письменный ответ передается налогоплательщику под расписку.
Письменные разъяснения финансовых органов по вопросам применения налогового законодательства могут быть обжалованы в суде. Причем если инициатором иска выступает налоговая инспекция и суд выносит решение в пользу плательщика, то с налоговых органов взыскивается госпошлина.
Депутаты исключили из поправок фразу о том, что обязанность по уплате налога признается исполненной налогоплательщиком со дня предъявления им в банк «оформленного надлежащим образом поручения». Ведь ненадлежаще оформленным поручение может быть признано, если плательщик просто забыл поставить свою подпись или допустил грамматическую ошибку, заполняя документы.
Минфин и налоговые органы, как сказано в депутатских поправках, не вправе требовать от налогоплательщиков сведений, не связанных с исчислением налогов и сборов.
Исключен пункт, запрещающий плательщику представлять в налоговый орган уточненную декларацию со дня вынесения решения о проведении выездной проверки.
Депутаты не согласились с предложенной Министерством финансов трактовкой понятий "камеральная" и "выездная" проверка. По версии Минфина, после проведения камеральной проверки должен составляться акт, на основании которого к плательщику могут быть предъявлены претензии. Депутаты же настаивают на том, что целью камеральной проверки должно стать лишь выяснение правильности заполнения и комплектации документов. После чего плательщику следует предоставить шанс исправить нарушения. Само составление акта, говорят в налоговом подкомитете, свидетельствует о том, что взаимоотношения плательщика и инспектора перешли черту, за которой наступает привлечение к ответственности. А это нарушает требования Налогового кодекса.
По версии Минфина, повторные выездные проверки (для контроля за действиями нижестоящих налоговых органов) возможны с санкции главы Федеральной налоговой службы, который получил на это разрешительную подпись министра финансов. В депутатском варианте повторная проверка возможна фактически только в одном случае: если на этом настоит сам налогоплательщик. А именно лишь когда по заявлению плательщика (например, о том, что у него вымогали взятку) против инспектора будет возбуждено уголовное дело. По результатам выездной проверки, как подчеркнули депутаты, не позднее двух месяцев должен быть составлен акт. Подробно прописывается и порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Наконец, самое интересное. Несмотря на то что и в уголовном, и в административном, и в налоговом законодательстве уже прописана ответственность должностных лиц за злоупотребление положением, депутаты решили дополнить Налоговый кодекс статьями "погорячее". За вынесение заведомо незаконного решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в депутатской версии, виновным грозит штраф до 300 тыс руб. (или в размере двухгодичной зарплаты осужденного) либо лишение свободы на срок до четырех лет. Те же действия, повлекшие крупный (свыше 1 млн руб.) ущерб гражданину или организации, наказываются лишением свободы на срок от двух до десяти лет.
Превышение должностными лицами органов налогового контроля своих должностных полномочий, по мнению депутатов, должно наказываться штрафом в размере до 80 тыс. руб. либо дисквалификацией -- лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет. А также, в зависимости от отягчающих обстоятельств, арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет. Если же причинен крупный ущерб, это, полагают депутаты, должно грозить виновным фискалам лишением свободы на срок до семи лет.
Какие из семи с половиной сотен поправок удастся отстоять при обсуждении в Думе с представителями Минфина и президентской администрации, сказать трудно. Министерство финансов, в частности, категорически не настроено править положения о правилах проведения проверок, считая, что в своем варианте оно и так по максимуму зарегламентировало порядок действия налоговых органов. Не исключено, что по ряду поправок депутатов удастся «прогнуть». С налоговыми законопроектами, как это становится уже традицией, в Думе нередко разыгрывается маленький спектакль. Подкомитет предлагает радикальные правки, горячо отстаивая перед чиновниками из правительства свою точку зрения, но на более высоком уровне, на заседании профильного комитета, этих же людей как будто подменяют. И поправки голосуются с точностью до наоборот.
Ирина СКЛЯРОВА