|
|
N°163, 07 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Корабли постоят
«Дальморепродукт» хочет арестовать отнятые у него супертраулеры
«Дальморепродукт», одна из крупнейших рыбодобывающих компаний Дальнего Востока, не желает мириться с потерей 14 своих лучших супертраулеров. Они были арендованы предприятием и его дочерней фирмой «Дальморепродукт Троулерс» с правом выкупа у офшорных компаний Bolero shipping Ltd. и Bergen Ltd., учрежденных «Рыбкомфлотом». В августе по решению лондонского Высокого суда соответствующие договоры были расторгнуты, но приморские рыбаки пытаются добиться ареста флотилии в обеспечение собственных требований к ее владельцам. Так что война за построенные на деньги МВФ траулеры продолжается.
Жизнь взаймы
Последнее решение лондонского суда позволяет Парижскому клубу кредиторов списать России лишь 200 млн долл. из тех 450 млн, которые в начале 90-х годов были взяты нашей страной в долг на постройку в Испании серии супертраулеров. «Дальморепродукт», уже понесший из-за простоя судов убытки более 150 млн долл., лишается 14 своих лучших кораблей, каждый из которых способен приносить 5 млн долл. чистой прибыли в год. В выигрыше остается только греческий судовладелец Анастасисс Ласкаридис, которому принадлежит компания Yerania Investment Co. Ltd. -- в свое время она выдала «Рыбкомфлоту» кредит под залог всех 14 судов, а теперь намерена получить их в собственность. Таков результат запутанной истории, начавшейся еще в Советском Союзе.
Программу модернизации промыслового флота, которая оценивалась в 1,5 млрд долл., Совет министров СССР принял в 1989 году. Для ее реализации тогда же было создано совместное предприятие «Рыбкомфлот», 60% его капитала принадлежало внешнеторговому объединению «Соврыбфлот», а 40% -- английской офшорной компании Falcon shipping Ltd.
Первым крупным контрактом нового СП стал заказ двум испанским верфям на постройку 15 супертраулеров общей стоимостью в 450 млн долл. По условиям сделки пятая часть этой суммы была профинансирована за счет краткосрочного займа в Moscow Narodny Bank (Лондон), а долгосрочный кредит на оставшиеся 80% предоставил испанский Banco Hispano Americano под гарантии Минрыбхоза СССР.
Два года спустя, буквально за несколько месяцев до своей ликвидации, союзное министерство успело расплатиться с Moscow Narodny Bank. С распадом СССР задолженность союзного рыбохозяйственного ведомства перед Banco Hispano Americano вначале была переоформлена на Госкомрыболовство РФ, а затем, в 1993 году, отнесена на государственный внешний долг России Парижскому клубу.
Тем временем номинальным собственником 14 супертраулеров (одно судно из серии сгорело при неясных обстоятельствах) стали зарегистрированная в Либерии компания Bergen Ltd. и ее «дочка» Bolero shipping Ltd., которые сдавали супертраулеры российским предприятиям в бербоут-чартер (аренда без экипажа). Обе фирмы фактически принадлежали «Рыбкомфлоту», который, в свою очередь, был приватизирован российскими физическими лицами и преобразован в товарищество с ограниченной ответственностью.
Греческие миллионы
Таким образом, сложилась ситуация, когда целая флотилия новейших рыболовных судов принадлежит фактически частным фирмам, а выплачивать деньги за ее строительство должно государство. Проблема вяло обсуждалась несколько лет, но только в прошлом году Минфин предложил «Рыбкомфлоту» реструктурировать его задолженность перед федеральным бюджетом. Размер долга был определен в 313 млн рублей. По условиям соглашения 200 млн собственники судов должны были выплатить немедленно, а оставшиеся 113 млн руб. -- в течение 15 лет.
Предполагалось, что сумму, необходимую для первого платежа, «Рыбкомфлот» должен был получить от арендаторов за время эксплуатации кораблей, но денег у компании не оказалось. Чтобы выполнить обязательства перед государством, ей пришлось взять кредит под залог всех 14 супертраулеров. Кредитором выступила принадлежащая г-ну Ласкаридису Yerania Investment Co. Ltd. Через некоторое время «Рыбкомфлот», не имевший денег, чтобы рассчитаться с греческим миллионером, обвинил холдинговую компанию «Дальморепродукт», где к тому времени была сконцентрирована вся флотилия, в том, что она не производит бербоут-чартерных платежей, и потребовал расторжения договора аренды. В итоге супертраулеры вместо того, чтобы ловить минтай, застыли под арестом в южнокорейском порту Пусан.
Приморские рыбаки категорически отрицают существование задолженности перед Bolero shipping Ltd. и Bergen Ltd. По словам директора входящей в холдинг компании «Дальморепродукт Троулерс» Александра Бодакина, предприятие за последние полтора года отгрузило в адрес этих фирм продукции на 148 млн долларов. Но лондонский суд обязал «Дальморепродукт» не только вернуть «Рыбкомфлоту» суда, но и выплатить 115 млн долл. за их аренду.
Владивостокский холдинг с поражением не смирился. На днях его генеральный директор Юрий Диденко объявил о намерении снова добиваться ареста судов, но уже в обеспечение собственных требований к г-ну Ласкаридису. По мнению г-на Диденко, грек должен «Дальморепродукту» 140 млн долл. Приморская газета «Золотой рог» опубликовала его «Обращение ко всем заинтересованным лицам». В документе подчеркивается, что «Дальморепродукт Троулерс» в текущем году отгрузил рыбопродукции на 178 млн долл. в адрес компании г-на Ласкаридиса Lavinia Corp., которая, в свою очередь, является учредителем нового собственника супертраулеров Yerania Investment Co. Ltd. «Выручка от реализации, поступившая в адрес «Дальморепродукта», составляет всего 29,9 млн долл., -- пишет г-н Диденко. -- Оставшаяся сумма использовалась компанией Yerania Investment Co. Ltd. в собственных целях». Российский судовладелец усмотрел в этой ситуации нарушение законов, включая статьи 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» и 199 «Уклонение от уплаты налогов» Уголовного кодекса РФ.
Железные арестанты
«Рыбкомфлот», в чьей собственности пока остаются супертраулеры, не скрывает намерения вновь передать их в аренду российским рыбодобывающим предприятиям и за счет вырученных средств расплатиться с Анастасиссом Ласкаридисом. При этом заключение нового договора с «Дальморепродуктом», очевидно, исключается.
Тем временем корабли, уже пропустившие охотоморскую минтаевую экспедицию, до сих пор стоят в Пусане. Российские экипажи с них давно сняты. Дорогое оборудование осталось без присмотра, и его сохранность никто не гарантирует. В условиях затянувшихся разбирательств -- кто, сколько и кому должен -- стоянка плавучих фабрик в Южной Корее может продлиться на неопределенный срок.
Вариант, при котором, не получив новых бербоут-чартерных платежей, «Рыбкомфлот» не сможет рассчитаться ни с компаниями г-на Ласкаридиса, ни с Российским государством и будет объявлен банкротом, вовсе не выглядит абсурдным. В этом случае греческий судовладелец, догадавшийся в отличие от российского Министерства финансов оформить спорные корабли в залог, получит в собственность 14 отличных супертраулеров, а российская сторона будет выплачивать их стоимость Парижскому клубу.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток