|
|
N°222, 29 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мстислав Ростропович снова не выступит в Москве
Отменены премьерные показы оперы «Война и мир» в Большом театре
Вчера Большой театр официально объявил, что премьерные показы оперы Прокофьева «Война и мир», которые были назначены на 6, 7 и 8 декабря, отменены, билеты подлежат возврату в кассы. За пультом в эти дни должен был стоять Мстислав Ростропович, который уже более пяти лет не выступал в Москве.
Объявлено также, что новую постановку «Войны и мира» можно увидеть 9, 13, 14, 27 и 28 декабря. Дирижировать, однако, будут другие: Александр Ведерников (9, 27 и 28 декабря) и Павел Сорокин (13 и 14 декабря).
Большой театр наотрез отказывается давать какие бы то ни было официальные комментарии в дополнение к этому тексту.
Между тем накануне в прессе появилась информация о ссоре между Ростроповичем и Большим театром из-за того, что Ростроповичу не предоставили положенное по контракту количество репетиций.
Однако, как пояснила вчера «Времени новостей» глава Фонда Ростроповича Наталья Доллежаль, контракт и подписан-то не был. Более подробно о размолвке маэстро, которого давно ждали в Москве, с Большим театром (который, судя по всему, тоже был очень заинтересован в работе с Ростроповичем) рассказали в Центре оперного пения Галины Вишневской. Здесь говорят, что в контракте вообще не было указано количество репетиций и что Ростропович получил его за пять дней до того, как принял решение не участвовать в проекте. По словам сотрудников Центра оперного пения, проблема вовсе не в контракте. «Просто Большой театр -- не творчески, а технически -- оказался не готов, и маэстро отказался ставить свою подпись под неготовым продуктом». Он был недоволен тем, что к репетициям привлекались все время разные оркестранты (иногда это был не полный состав оркестра), что коллектив был занят работой над параллельными проектами (в том числе на плановой записи в студии ДЗЗ отрывков из опер русских композиторов и балета «Щелкунчик»). Последней каплей стал отказ предоставить Ростроповичу две оркестровые репетиции в прошедшие выходные дни.
Близкие Ростроповичу люди утверждают, что он категорически недоволен качеством оркестра, обращением и условиями, в которых он работал.
Музыканты Большого театра, с которыми удалось поговорить, считают, что оркестр и весь театр не так сильно виноваты в размолвке, как говорит маэстро. Репетиции «Войны и мира» начались еще в сентябре -- раньше, чем работа над предыдущей премьерой Большого, «Волшебной флейтой» Моцарта. Уже в первый месяц их было порядка десяти, что для активно работающего театрального организма довольно много. Потом -- еще семь. Затем уезжал из Москвы сам Ростропович, который в это время очень нервничал. «Состав действительно менялся, но для любого театра это нормально. Маэстро предлагали репетировать столько, сколько нужно, но в другом помещении -- на «Мосфильме», ведь у театра сейчас одно здание, но он не согласился. Кроме того, к Ростроповичу относились внимательнее, чем к любому другому приглашенному дирижеру. Для всех это было очень важно», -- говорят оркестранты.
В Центре Вишневской также отмечают, что в ответ на недовольство Ростроповича театр не предлагал перенести даты премьерных показов. А теперь эти новые даты все-таки появились.
Сложно, однако, предположить, что в действиях театра был злой умысел. По всей вероятности, ситуация описывается в бракоразводных терминах «не сошлись характерами», когда доказательств правоты каждого более чем достаточно, но никому от этого не легче. Ростропович снова не выступил в Москве. На следующий сезон у него были планы играть здесь, хотя пока еще приблизительные. В следующем году будет отмечаться юбилей Галины Вишневской, а самому Ростроповичу еще через год исполнится 80 лет, и публика надеялась увидеть маэстро. Теперь многие говорят, что все эти планы опять под вопросом, но надежда на возможность компромисса все-таки сохраняется.
Юлия БЕДЕРОВА