|
|
N°221, 28 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Саддам сам захотел, чтобы я его защищал»
Сегодня в Багдаде продолжится судебный процесс по делу бывшего президента Ирака Саддама Хусейна. Для его защиты вчера в Ирак прибыли несколько новых адвокатов. Среди них бывший министр юстиции арабского государства Катар г-н Наджиб АН-НУАЙМИ. В России его имя стало известно после того, как он консультировал заинтересованные стороны по делу о двух российских разведчиках, обвинявшихся в убийстве в Катаре в прошлом году чеченца Зелимхана Яндарбиева. По телефону из Багдада юрист ответил на вопросы обозревателя «Времени новостей» Елены СУПОНИНОЙ.
-- Как получилось, что вы стали защищать Саддама Хусейна? Ведь у него уже есть адвокат иракец Халиль ад-Дулейми, кандидатура которого долго согласовывалась, в том числе и с родственниками Саддама.
-- У родственников нет возражений, чтобы Саддама защищали несколько адвокатов. Есть группа иракских защитников, есть международная группа адвокатов, в число которых вошел и я. Я только что приехал в Багдад, мы добирались на машинах из иорданской столицы Амман. Вместе со мной также американский юрист Рамсей Кларк. (Получил известность в 1960-х годах как активист движения против американской войны во Вьетнаме, участвовал в защите Слободана Милошевича. -- Ред.).
-- На Халиля ад-Дулейми уже покушались, несколько участвующих в процессе юристов были этой осенью убиты. Вы не боитесь?
-- Мы поселились в Багдаде в особо охраняемой так называемой зеленой зоне. У нас есть телохранители. Кларк потребовал разрешения вести защиту по-английски, но пока иракские власти, в частности, сам трибунал, не дали разрешения. Я буду вести защиту по-арабски и разрешение только что получил. Так что в понедельник утром, а процесс планируется начать в десять часов, я буду на заседании.
-- Будете ли вы защищать сподвижников Саддама, в частности, бывшего вице-президента Таху Ясина Рамадана?
-- Нет, в мои задачи входит только защита Саддама Хусейна. Я буду доказывать незаконность суда в той форме, в какой он проходит сейчас. Такой суд -- нарушение норм международного законодательства хотя бы потому, что он был организован оккупирующей державой. Есть противоречия и с Женевской конвенцией об обращении с военнопленными. Наша цель -- добиться как минимум справедливого суда над Саддамом.
-- Вы гражданин Катара. Защищать Саддама вас попросил эмир Катара?
-- Ни в коем случае. Никто меня не просил, кроме Саддама. Саддам сам захотел, чтобы я его защищал. Он передал эту просьбу через своего иракского адвоката Халиля ад-Дулейми, поскольку был наслышан обо мне как о юристе. До этого мы ни разу не встречались. Вот с Кларком он, кажется, был знаком лично.
-- Кто заплатит вам гонорар?
-- В данном случае я работаю бесплатно. Только для того, чтобы доказать, что есть международная законность и попирать ее нельзя.
Беседовала Елена СУПОНИНА