|
|
N°221, 28 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Уроки нефтегазовой географии
Азиатским министрам энергетики показали на карте АРУКУТАПИ
Индийский министр нефти и газа Мани Шанкар Айяр сделал очередную заявку на роль лидера трансазиатского нефтегазового диалога. В минувшую пятницу он попытался собрать в Нью-Дели «круглый стол» с участием десяти министров энергетики -- пятерых из стран СНГ, добывающих углеводородное сырье, и еще пятерых из крупнейших потребителей нефти и газа. Обсудить «стабильность, безопасность и устойчивость Азиатской нефтегазовой экономики» должны были министры России, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Азербайджана с коллегами из Индии, Китая, Кореи, Японии и почему-то Турции (как известно, в Анкаре предпочитают именоваться европейской страной).
Собрать такой форум не удалось. Собственно список министров исчерпывался г-ном Айяром, главой Минпромэнерго России Виктором Христенко и турецким Хильми Гюлером. Корея, Япония и Казахстан делегировали заместителей, а Узбекистан с Азербайджаном -- еще более мелких чиновников своих энергетических ведомств. Как всегда, отличился туркменский президент Сапармурат Ниязов, который прислал бывшего министра нефти и газа Амангельды Пудакова. Сейчас он возглавляет нефтеперерабатывающий завод имени Туркменбаши. А Китай, который считается главным конкурентом Индии в борьбе за доступ к энергоресурсам, был представлен послом Сунь Юйси.
Хозяин мероприятия, г-н Айяр, сразу же попытался придать ему налет глобальности и дружелюбия. В своей речи он предложил коллегам, которых называл не иначе как «дорогие братья» и «ваши превосходительства», поговорить о возможности скорейшего создания единой азиатской нефтегазовой сети. По его мнению, ключевым словом в определении текущих и будущих взаимоотношений производителей и потребителей является «взаимозависимость». «Мы, потребители, нуждаемся в энергии. Вы, производители, ею обладаете, -- заметил индийский министр. -- Подтвержденные источники поставок нам нужны так же, как и вам -- гарантированные рынки. И мы вместе можем инвестировать в инфраструктуру. Совместно вкладывать в разведку и добычу, как это делает Индия на Сахалине, инвестировать в транспортировку (вы только представьте создание единой азиатской нефтегазовой сети), развивать морские перевозки, строительство танкеров и терминалов. Наконец, мы можем вместе создавать перерабатывающие мощности вплоть до электростанций и нефтехимических заводов. Короче говоря, совместно мы можем сдвинуть мир. И это будет настоящей энергетической безопасностью».
Правда, почему-то в качестве примера создания "нового мира" он привел мертворожденный проект газопровода Туркменистан--Афганистан--Пакистан (ТАП). «Наша цель -- продлить этот проект до Индии и превратить ТАП в ТАПИ, -- сообщил г-н Айяр. -- И у меня есть мечта, которой я уже делился с моими коллегами по «круглому столу». Если мы сможем вовлечь в проект Узбекистан с его обширными газовыми ресурсами, ТАПИ станет уже УТАПИ. Затем к трубе может присоединиться Казахстан и получится КУТАПИ. Я приглашаю наших братьев из России и Азербайджана сделать из КУТАПИ сначала РУКУТАПИ, а потом АРУКУТАПИ. Этот плод азиатского сотрудничества, который может стать началом азиатской газовой сети, соединяющей наши страны в современную глобальную экономику, -- Великого шелкового пути XXI века».
Виктор Христенко, который являлся сопредседателем "круглого стола", глобальный подтекст Айяра поддержал. И даже развил его до уровня G8, в которой Россия будет председательствовать в 2006 году и намерена вынести вопросы энергетического сотрудничества и безопасности в круг главных тем саммита. К слову, из представленных на «круглом столе» стран в «восьмерку» помимо России входит только Япония. Видимо, поэтому г-н Христенко счел необходимым рассказать коллегам о том, какую позицию Россия будет презентовать на саммите G8 в Санкт-Петербурге.
По словам министра, Россия предлагает обсудить «надежное обеспечение мировой экономики традиционными углеводородными ресурсами по разумным ценам, диверсификацию энергоснабжения за счет новых источников энергии, повышение эффективности и безопасности энергетики, а также создание условий для перехода в перспективе к качественно новой экологически чистой энергетике».
Позже журналистам Виктор Христенко сказал и об одном конкретном проекте, в котором Москва готова участвовать вместе с Дели. Правда, речь идет не о вожделенной добыче нефти и газа на территории России, а лишь о строительстве газопровода из Ирана в Индию через Пакистан. Он сообщил, что «Газпром» готов «выступить в качестве партнера и разделить риски», связанные с прокладкой этой магистрали стоимостью около 7 млрд долл. Г-н Христенко также выразил надежду, что другие участники проекта «благожелательно отнесутся к тому, чтобы разделить эти риски с Россией».
Алексей ГРИВАЧ, Дели--Москва