|
|
N°221, 28 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Явка не обязательна
Выборы парламента Чечни состоялись
Чечня в минувшее воскресенье обрела наконец все формальные признаки субъекта Российской Федерации -- после шестилетнего перерыва там избран парламент. Предварительные итоги распределения мест в обеих палатах нового представительного органа официально подведут только сегодня. Корреспондент "Времени новостей" наблюдал за выборами в нескольких населенных пунктах республики.
Президент Чечни Алу Алханов оказался самым дисциплинированным избирателем. На свой участок, расположенный в школе №2 города Урус-Мартан, президент приехал в 8 часов 10 минут -- сразу после открытия участка. Безоблачное, совсем не ноябрьское утро буквально дышало оптимизмом: перед президентом к избирательным урнам пришло уже восемь человек. Правда, часть из них не нашла себя в списках, разложенных почему-то в расшитом виде перед членами избирательной комиссии. На моих глазах женщина лет 40, живущая, по ее словам, в непосредственной близости от второй школы и честно голосовавшая сначала за Ахмата Кадырова, потом за Алу Алханова, была вписана в девственно чистый лист списка. "Я всегда голосую по дополнительному", -- сказала она без удивления, беря бюллетень.
Приезд президента выглядел скромно: русский сотрудник службы охраны очень вежливо проверил документы у всех присутствующих журналистов, потом подъехал десяток белых "Волг", и г-н Алханов прошел в зал. В отличие от своей предшественницы он сразу нашел свою фамилию в списке, получил бюллетени, заполнил их и опустил в картонную урну с таким грустным выражением лица, что казалось, он вот-вот заплачет. "Этими выборами заканчивается строительство политической системы Чечни, но не заканчивается демократический процесс, -- объяснил президент. -- Я считаю, что демократический процесс только начинается. Теперь парламент наравне с президентом и правительством будет гарантировать и защищать конституционные права граждан". Его спросили, ожидаются ли кадровые перемены в правительстве, которое в связи с лечением попавшего в автокатастрофу премьера Сергея Абрамова временно возглавляет Рамзан Кадыров. Г-н Алханов обещал, что больших перемен не будет, хотя к отдельным членами правительства вопросы есть. Сам про себя он сообщил, что пока не собирается ставить перед президентом Путиным вопрос о продлении своих полномочий при помощи вновь избранного депутатского корпуса. Вскоре после этого белые президентские "Волги" отчалили. "В Центорой поехал перед шефом отчитываться", -- сказал мой водитель, имея в виду Рамзана Кадырова.
По дороге из Урус-Мартана в Грозный журналисты, часть охранников-чеченцев и грузовик с двумя понуро стоящими в кузове буйволами попали в пробку прямо на шоссе: на обочине, там, где не то только что проехал, не то должен был проезжать кортеж Алу Алханова, взорвались три фугаса. Все три, судя по всему, были обнаружены и подорваны бдительной инженерной разведкой. На месте происшествия сейчас же появился федеральный БТР, и серьезные люди в масках под шлемами "сфера" начали прочесывать местность. Но думать о плохом в это воскресное утро никому не хотелось. Боец в маске, забравшийся с пулеметом ПКМ "на броню", с удовольствием позировал фоторепортерам, а два здоровенных чеченских омоновца живо обсуждали достоинства стреноженных живых баранов, которых кто-то вез на пикник в открытом багажнике старенькой "Волги". "Ведь мы же могли там в это время проезжать", -- сказала моя знакомая московская журналистка. "Могли вы, а могли и мы", -- дружелюбно заулыбались омоновцы.
Около 10 часов президент Алу Алханов действительно оказался в Центорое, родовом селе своего предшественника Ахмата Кадырова и его сына, исполняющего обязанности чеченского премьера. Центорой, как говорят, "поднялся". Вместо обычного блокпоста и старых крашеных ворот на въезде в село теперь возвышается что-то вроде триумфальной арки, облицованной желтым песчаником. Из-за газовых факелов, выведенных у ворот прямо на асфальт -- чтобы могли греться десятки охранников, -- это место напоминает не то въезд в турецкий отель, не то декорации к фильму про древний Вавилон. Внутри села тоже налицо все признаки роскоши -- новехонькие краснокирпичные дома за высоченными заборами, мечети и даже фонтаны. Настроение у центоройцев, наверное, самое праздничное во всей республике: они с явной симпатией относятся к своему прославленному односельчанину.
Г-ну Алханову, депутату Госдумы от Чечни Ахмару Завгаеву, сенатору Мусе Умарову и нескольким гостям из Совета Европы пришлось довольно долгое время ждать и.о. премьера у подъезда его громадного дома. Наконец вышел Рамзан в чем-то вроде американского летного комбинезона и ярко-рыжих туфлях, что-то резко крикнул гостям по-чеченски и прыгнул за руль черного "Лексуса". Колонна из нескольких десятков автомобилей рванула через все село к родовому кладбищу. Здесь президент Алханов обменялся несколькими скорбными фразами с Хож-Ахметом Кадыровым, которого в семье считают одним из старейшин, а тот в свою очередь сказал пару теплых слов приехавшим европейцам. Представители Совета Европы во главе с Тадеушем Ивиньским были безукоризненно вежливы, обещали провести следующий «круглый стол» по чеченскому урегулированию прямо в Грозном и желали успехов чеченским демократическим начинаниям. Почтив могилу Кадырова-старшего, гости отправились посмотреть, как голосует и.о. премьера.
Единственный избирательный участок Центороя расположен в школе, где Рамзан Кадыров некогда учился. Школа находится в безупречном состоянии, ее стены украшены массивными картинами, а помещения -- живыми цветами. В холле на стене красуется недвусмысленная надпись: "Школа славна не славой своих учителей, а славой своих учеников". Под надписью фотография одного из учеников со Звездой Героя России. Дверь в класс, где учился герой, находится прямо у избирательной урны и снабжена соответствующей позолоченной мемориальной дощечкой.
Вместе с и.о. премьера и его многочисленными гостями в помещение для голосования ворвалась целая толпа односельчан. Мальчишки тянули карманные видеокамеры в тоненьких ручках, чтобы запечатлеть миг героического голосования. Кто-то вспомнил, что иностранцы отбились где-то по пути. "Тадеуш! Тадеуш!" -- закричали сразу несколько зычных голосов. Растерянный г-н Ивиньский пробился сквозь плотные ряды бородатых молодых центоройцев с пистолетами, чтобы от лица Европы наблюдать за голосованием. Ему снова пришлось говорить вежливые слова о чеченской демократии. На этот раз Рамзан чему-то сдержанно посмеивался в кулак. Потом он сказал, что политическая программа отца выполняется полностью, лихо отправил бюллетени в урну и ушел во двор, где звучала танцевальная музыка. В момент его появления кто-то из односельчан поприветствовал его длинной автоматной очередью в воздух -- журналисты кинулись было во двор, но там дети уже собирали гильзы.
Депутат от Чечни Ахмар Завгаев почему-то решил проголосовать на одном участке с Рамзаном Кадыровым. Корреспонденту "Времени новостей" депутат сообщил, что прописан в Грозном, но в Чечне он дома везде. Женщина из комиссии безропотно взяла его депутатское удостоверение и стала вписывать г-на Завгаева в дополнительный список. По словам председателя, из 3085 "основных" центоройскийх избирателей к 11 часам проголосовали 52%. Убедившись, что голосование идет своим чередом, г-н Кадыров поехал показывать гостям новую мечеть, а потом усадил их обедать прямо в своей родной школе.
Тем временем Грозный вел себя вполне традиционно, то есть молчал. Правда, явления полного вымирания города, свойственного президентским выборам Кадырова-старшего и Алу Алханова, не наблюдалось. По заклеенным партийной агитацией улицам весь день сновали легковушки, хотя и меньше, чем обычно по воскресеньям. Это давало робкую надежду на то, что и явка окажется больше обычной. Но к вечеру даже у оптимистов испортилось настроение. За час до закрытия корреспондент "Времени новостей" объехал несколько участков Ленинского района и везде столкнулся с одним и тем же явлением. На участке №369 на улице Грибоедова, к примеру, председатель комиссии Радима сообщила, что из двух с лишним тысяч избирателей проголосовали 1300 или 1400, наблюдатель от "Единой России" Яха насчитала всего 500 или 600, а другой наблюдатель и вовсе назвал цифру 200 человек. Все они в один голос сообщили, что явка, против ожидания, ниже, чем на президентских выборах.
На участке, расположенном в 8-й школе, где должны были проголосовать 1109 избирателей, проголосовало, со слов председателя Лидии Гайтукаевой, около 700, причем основной вал пришелся на послеобеденное время. Наблюдатели же одного из кандидатов-одномандатников насчитали за день всего 178 голосовавших. Их цифру подтвердил и Саша, активист движения "Наши", специально приехавший из Москвы, чтобы засвидетельствовать успехи чеченской демократии. «Не знаю, что и сказать, -- прокомментировал искренне изумленный Саша.-- Будем советоваться с руководством».
Иван СУХОВ, Грозный -- Урус-Мартан -- Центорой