|
|
N°220, 25 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Химия или жизнь
Власти Хабаровского края объявили чрезвычайное положение
Вчера утром на заседании краевой чрезвычайной комиссии было принято решение о введении чрезвычайного положения на территории Хабаровского края с 25 ноября. Таким образом, официально признана возможность попадания ядовитых химических веществ в реку Амур из реки Сунгари. В городах и поселках региона паника, люди экстренно скупают питьевую воду. А представители «Росприроднадзора» не исключают возможности полного запрета рыбной ловли в Амуре на несколько лет.
В реку Сунгари -- приток Амура -- ядовитые вещества попали в результате аварии на китайском нефтехимическом заводе по производству аминобензола и бензоилацетона 13 ноября. Сейчас ядовитое пятно следует из Китая в сторону российского Дальнего Востока со скоростью около 100 километров в сутки. По прогнозам центра российского МЧС "Антистихия", оно может достичь территории Еврейской автономной области к 27--28 ноября, а водозабора Хабаровска -- в первых числах декабря. В 30 населенных пунктах Хабаровского края водой из Амура пользуются 1,5 млн человек, а в Еврейской автономной области -- около 1,5 тыс. Суточное потребление поверхностных вод реки Амур и Амурской протоки Хабаровском составляет 442 тыс. кубометров, из них на хозяйственно-питьевое водоснабжение расходуется 289 тыс. кубометров.
Как сообщила корреспонденту «Времени новостей» руководитель дальневосточного центра мониторинга окружающей среды Елена Иванова, той информации, которой российскую сторону снабдили китайские власти, недостаточно, чтобы сделать более точный прогноз. Российские гидрологи до сих пор не знают, в каких условиях произошел сброс отравляющих веществ в реку Сунгари. Если ядовитые отходы в реку попали единовременно, одним залпом, то удержать ситуацию под контролем будет намного легче. Если же токсические вещества сначала попали в водохранилище, их поступление в бассейн Амура может продолжаться неопределенно долгое время. Более того, на дальневосточной реке сейчас ледостав, и яды вмерзают в лед. А это значит, что весной экологическая ситуация в Приамурье может существенно ухудшиться.
Сейчас специалисты МЧС уточняют степень опасности такого развития событий. В четверг за ядовитым пятном был уставлен постоянный контроль. Как сообщил начальник управления ГО и ЧС Хабаровского края Иван Сыч, к месту слияния рек Сунгари и Амура каждые два часа будут направляться бригады спасателей и специалистов-гидрологов для систематического отбора проб. В настоящее время известно, что вещество, которое попало в воду, принадлежит к бензольной группе. По предварительной информации, содержание нитробензола в воде Сунгари сейчас превышает предельно допустимые концентрации более чем в сто раз.
Как сообщил министр здравоохранения Хабаровского края Нариман Халилов, это химическое соединение вызывает острое отравление. Сперва у больного наблюдается эйфория, которая часто не дает возможности адекватно оценить тяжесть состояния отравившегося. Попадая в кровь человека, бензол достаточно быстро разносится по всему организму, вызывая серьезные поражения внутренних органов, что может привести и к летальному исходу.
Лечебные учреждения Хабаровска переведены на усиленный режим работы. Временно приостановлены все плановые операции. Как сообщил г-н Халилов, на время чрезвычайного положения в больницах и поликлиниках будет оказываться только плановая медицинская помощь. В токсикологических отделениях создаются необходимые запасы антидотов.
Режим особого положения также предусматривает приостановку работы городских водопроводов. В Хабаровске, как и других городах Приамурья, люди пользуются для питья исключительно водой из Амура. Как сообщил первый заместитель председателя правительства Хабаровского края Владимир Попов, в Хабаровске населению на время ЧС будет подаваться только горячая вода. Иначе невозможно. Полностью закрыть водозаборы -- значит лишить город отопления. Власти уже выступили с обращением к жителям сделать необходимый запас и полностью воздержаться от использования горячей воды или воды из радиаторов.
Известие о том, что в Хабаровске будет приостановлено водоснабжение, вызвало настоящую панику. Холодной воды во многих домах не было уже на протяжении всего четверга. Как объяснила корреспонденту «Времени новостей» оперативный дежурный Хабаровского горводоканала, с введением особого положения это никак не связано. Просто давление в коммунальных сетях из-за того, что тысячи кранов были одновременно открыты, резко упало.
Кроме того, уже рано утром в четверг наблюдались очереди во всех продуктовых магазинах. Жители города оборвали телефоны в фирмах, занимающихся доставкой воды. Как рассказал "Времени новостей" менеджер по продажам одной из крупных компаний Дмитрий Удалов, в Хабаровске наблюдается водный ажиотаж -- воды не хватает ни магазинам, ни оптовым базам. Склады опустели буквально за полдня, а у деревенских колодцев выстроились огромные очереди из горожан. К вечеру четверга на рынках Хабаровска пятилитровые емкости с обычной водой продавались по 100 рублей.
Полномочный представитель президента на Дальнем Востоке Камиль Исхаков уже заявил, что правительство России выделит деньги на закупку бутилированной воды для Хабаровска. Стратегических запасов воды в Хабаровске, составляющих около 50 тыс. тонн, хватит ненадолго. Сейчас областные и городские власти проводят инспекции альтернативных источников водоснабжения. Мобилизованы все имеющиеся в городе водовозки.
Заместитель главы «Росприроднадзора» Олег Митволь, выяснявший ситуацию на месте, тоже настроен апокалиптически. В четверг в эфире радиостанции "Маяк" он заявил, что после прохождения пятна ядохимикатов будет остаточное бензольное загрязнение, и окончательно промыть воду в Амуре можно "только с весенним паводком, так как во льду будут формироваться остатки бензольных фракций". "Я думаю, что необходимо будет вводить на несколько лет запрет на вылов рыбы", -- сказал также г-н Митволь.
Правда, он оказался пока единственным человеком, который нашел в грядущей экологической катастрофе положительную сторону: по мнению г-на Митволя, в Амуре были выловлены почти все осетровые, и, если остановить вылов на несколько лет, рыба восстановится.
Илья СЕРГЕЕВ, Хабаровск