|
|
N°220, 25 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Управляемый спад
Увеличение активности государства в экономике привело к замедлению ее роста
Вчера министр экономического развития Герман Греф рассказывал Владимиру Путину о ситуации в российской экономике. Традиционно сообщил о темпах роста ВВП, промышленного производства, объемов торговли, уровне инфляции и т.д. В своем докладе министр несколько раз использовал прилагательное «опережающий» применительно к росту ряда макроэкономических показателей, что должно было, видимо, сформировать у президента положительный образ сегодняшней экономической ситуации. Однако анализ документа, подготовленного чиновниками Минэкономразвития по итогам десяти месяцев (на основе этого документа г-н Греф и докладывал президенту), не только не позволяет смотреть в будущее российской экономики с оптимизмом, а, напротив, вызывает беспокойство.
В частности, потому, что снижаются темпы роста ВВП. Причем подобная тенденция, по оценке Минэкономразвития, стала устойчивой. В октябре ВВП вырос лишь на 0,3%, тогда как в третьем квартале среднемесячный темп роста составлял 0,5%, а во втором квартале -- 0,8%. В целом в январе--октябре рост экономики к соответствующему периоду прошлого года оценивается в 5,9%. Итоговый показатель, как предполагается, будет аналогичным -- 5,9--6%. Напомним, что в прошлом году российская экономика выросла на 7,2%. «Замедление экономического роста в основном обусловлено резким падением темпов роста экспорта в сочетании с ослаблением роста внутреннего инвестиционного спроса. В наибольшей степени тенденция к торможению роста проявилась в снижении темпов развития промышленности», -- констатируют чиновники МЭРТ.
Действительно, экспорт за отчетный период в физическом выражении снизился втрое, причем за счет сокращения вывоза нефти (при рекордно высоких ценах на этот основной товар российского экспорта). В то же время импорт товаров, подстегиваемый повышением реального курса рубля в условиях интенсивного роста доходов предприятий и населения, вырос более чем на 22%, а импортные цены (в долларовом выражении) подскочили на 5,9%.
С инвестициями, как и с экспортом, тоже не все в порядке. Капитальные вложения в январе--октябре 2005 года увеличились только на 9,9% против 11% за десять месяцев прошлого года. По оценке Минэкономразвития, в октябре рост инвестиций снизился до 0,8% по сравнению с 1% в среднем за месяц в третьем и 1,7% во втором кварталах. На фоне снижения общего объема иностранных инвестиций прямые иностранные инвестиции увеличились примерно на 18%, однако их объем (6,6 млрд долл. США) «остается на низком уровне», сожалеют чиновники министерства и делают вывод: «В целом доверие отечественных и иностранных инвесторов к инвестиционному и предпринимательскому климату восстанавливается медленно».
Светлым пятном можно назвать подвижки в структуре инвестиций, которая характеризуется ныне заметным ростом вложений в обрабатывающие производства (примерно на 17%) при значительно более скромной динамике инвестиций в добывающие отрасли. Правда, нефтяникам вряд ли стоит жаловаться. «После глубокого спада в прошлом году в текущем году отмечается рост инвестиций в нефтедобычу (за девять месяцев, по данным Минэнерго, -- на 17,8%)», -- говорится в отчете ведомства Германа Грефа.
Еще один печальный факт заключается в сохраняющейся тенденции к снижению темпов роста промышленного производства. «С исключением сезонного и календарного факторов промпроизводство выросло в октябре на 0,2% против 0,6% в среднем за месяц во втором и 0,7% в третьем кварталах», -- пишут чиновники МЭРТ. В целом за десять месяцев промпроизводство увеличилось только на 3,9% против кажущихся уже фантастическими 7,1% за январь--октябрь 2004 года. «Конкуренция импорта вытесняет отечественных производителей», -- считают министерские аналитики.
Зато в России устойчиво растут темпы роста доходов населения, что вкупе с интенсивным расширением потребительского кредита спровоцировало настоящий потребительский бум. За январь--октябрь 2005 года оборот розничной торговли увеличился к соответствующему периоду прошлого года на 11,8%, а объем платных услуг населению -- на 6,9%. Парадоксально, но радоваться тут особо нечему. Рост доходов, а значит, и спроса при отсутствии адекватного предложения товаров (не помогает даже растущий импорт) разгоняет инфляцию. За десять месяцев и 21 день октября потребительские цены выросли уже на 9,9%, тогда как планка на этот год была установлена правительством на уровне 8,5%. Вчера г-н Греф впервые сказал президенту, что инфляция по итогам года может достичь 11,5%.
Среди других причин высокой инфляции МЭРТ называет резкое повышение тарифов на услуги ЖКХ в начале года, рост издержек при производстве продовольственных товаров, тепла, а также в городском транспорте из-за высоких цен на горюче-смазочные материалы. При этом цены производителей промышленных товаров повысились за десять месяцев на 16,8%, что создает значительное давление на цены потребительских товаров и услуг, пишут чиновники МЭРТ.
Экономиста компании «Тройка Диалог» Антона Струченевского тенденция снижения основных макроэкономических показателей начала беспокоить еще год назад, поскольку замедление темпов роста ВВП наблюдалось как раз со второй половины 2004 года. Правда, в этом году, по его словам, правительство внесло поправки в отношения с бизнесом, которые стали «гораздо мягче», однако темпы роста все равно «гораздо ниже потенциально возможных». На взгляд экономиста, сегодня наиболее важным фактором для развития российской экономики является состояние инвестиционного климата.
«Развитие происходило в тот период (1999--2003 годы), когда правительство в условиях бюджетных ограничений балансировало бюджет, пыталось решить проблему 2003 года (выплаты внешнего долга. -- Ред.). Тогда же декларировалось снижение участия государства в экономике, налогового бремени», -- вспоминает г-н Струченевский. Когда цены на нефть пошли вверх, ситуация кардинально изменилась. «Печально, но высокие цены на нефть развращают наших чиновников. Бюджетные ограничения практически исчезли, качество госполитики резко снижается», -- констатирует он. Это выражается, в частности, в расширении участия государства в экономике, что пугает инвесторов. «Получается, что невидимая рука рынка, как ни наивно это звучит, привела к видимому успеху в течение 1999--2003 годов, а видимая рука государства действует настолько неуклюже, что не дает экономике расти, реализовать свой потенциал», -- сказал г-н Струченевский «Времени новостей».
В свою очередь глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич назвал ситуацию в экономике «очень неблагоприятной». По его словам, во втором полугодии все основные показатели существенно ухудшились по сравнению с первым полугодием. Он также считает, что в нынешних условиях дальнейший рост будет определяться тем, насколько будут увеличиваться инвестиции. «А их рост сильно замедляется. Поэтому по поводу будущего года складывается довольно пессимистическая картина", -- заявил "Времени новостей" эксперт.
При этом г-н Гурвич отмечает рост прямых иностранных инвестиций на фоне падения темпов роста отечественных. «Видимо, по-прежнему остаются большие политические риски», -- говорит он. Рост прямых иностранных инвестиций он объясняет «точечными» договоренностями иностранных инвесторов. «Но все равно общую картину они (прямые иностранные инвестиции. -- Ред.) мало определяют», -- указывает глава Экономической экспертной группы.
В официальный прогноз инфляции на следующий год (8,5%), как сказал г-н Гурвич, «никто не верит». «Консенсус-прогноз предсказывает 10%. Думаю, это реалистичная оценка», -- говорит он. Между тем Антон Струченевский более «беспощаден» к правительственным прогнозистам. «Рост госрасходов на 22% в номинальном выражении, конечно, разгонит инфляцию гораздо выше. Мы ожидаем примерно 10,5%», -- сообщил он "Времени новостей".
Михаил ВОРОБЬЕВ