|
|
N°220, 25 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
...Тем больше дров
Правительство обсудило развитие лесной промышленности
Знатоки-министры проиграли на вчерашнем заседании правительства премьеру Михаилу Фрадкову, полемизируя на тему "как наладить дело в лесной промышленности". Премьера так "завела" тема, что он провел заседание в особенно наступательном стиле.
Выступающих с рецептами на вчерашнем заседании кабинета на сей раз было больше, чем обычно. Премьер требовал комплексности подхода. Главы Минприроды и Минпромэнерго должны были комплексность обеспечить. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев постарался с задачей справиться. Начал с хорошего: за четыре года, к концу 2005-го, доходы лесного хозяйства выросли в два раза и составили 27,5 млрд руб. Его доля в ВВП равна 4,3%. Потом стал говорить о плохом. В целом, по словам г-на Трутнева, «мы неэффективно используем имеющийся лесной ресурс». Общий объем экспортной выручки, к примеру, в шесть раз меньше, чем в Канаде. В Финляндии и Германии разрешенных к вырубке лесов 90%, у нас -- 42%.
«Мы предлагаем отменить существующую классификацию лесов, отменить категорирование», -- выдал рецепт успеха г-н Трутнев. Он предложил повысить и экспортную пошлину на вывоз круглого леса, также ссылаясь на мировой опыт. В Канаде и США эта пошлина выше в пять раз, в Китае экспорт кругляка вообще запрещен. Министр обмолвился, что МЭРТ уже принял решение о поэтапном повышении пошлины.
«Мы номер один в мире в этой отрасли, но не можем это преимущество реализовать», -- сокрушенно заметил премьер Фрадков. И продолжил: «Мы каждый о своем, а целостной системы нет. У нас как всегда. Проведем полную либерализацию, не понимая, кому помогаем, то ли себе, то ли еще кому-то». Тут, по собственному выражению премьера, он решил задать вопрос "за того парня": есть ли у министров комплексный подход, какие нужны меры структурного характера и сколько денег из бюджета? Ответа не последовало.
На трибуну с содокладом вышел замминистра промышленности и энергетики Иван Матеров. Г-н Фрадков не выдержал и прервал его: «Этот комплекс обладает уникальным потенциалом, чтобы стать базой роста экономики. Мы, как представители государства, должны найти точку приложения сил и денег. Мы ребусы пытаемся решать, а здесь все под ногами -- в лесу. Ответьте, где частник, какое законодательство?» Г-н Матеров назвал ближайшей целью импортозамещение. И сказал, что потребуются «какие-то новые подходы». Например, замена экспортных пошлин на необработанный лес продажей экспортных квот. На его взгляд, аукционные торги за право экспорта позволят устанавливать цену для каждой партии леса и учитывать конъюнктуру.
Премьер, казалось, был шокирован: «Так мы весь лес вырубим. И хороший, и горелый. Останутся только пеньки. Это кто придумал? Что преследует автор -- вывезти все. Кто автор?» Г-ну Матерову не очень хотелось признаваться, но он набрался смелости: «Я». И в свое оправдание принялся объяснять, что мера эта -- краткосрочная. Но было уже поздно. «Мы спим и видим аукционы. Можем всю страны продать. Пополним стабфонд, золотовалютные резервы, -- завелся г-н Фрадков. -- Оставьте Лесной кодекс Трутневу, а внешнюю торговлю Грефу. Вы замминистра промышленности. Какие есть вопросы к бюджету, пока Кудрина нет? Когда промышленность начнет шевелиться. Вы видели в Шарье (на совещании по развитию лесного комплекса. -- Ред.), что делает предприниматель -- он ничего не ждет. У него одна проблема, чтобы у него другие производство не отняли, чтобы мы им создали условия. Что же мы такие чудаки?"
"Аукцион не панацея. Не успеете оглянуться, вокруг все пустое будет!» -- предупредил премьер. И уже устало переспросил: «Где промышленная политика. Нет?! Присаживайтесь».
Глава Союза лесопромышленников Мирон Тацюн нашел в лесном комплексе место государству с его деньгами. По твердому убеждению г-на Тацюна, государство должно раскошелиться и создать инфраструктуру, особенно под крупные компании. А еще он предложил разработать федеральную целевую программу, главным содержанием которой будет создание производственных мощностей для глубокой переработки древесины. По сути, идею ФЦП поддержали все. А министр Трутнев обещал подготовить соответствующий документ за три месяца. Это и стало итогом обсуждения проблем лесного комплекса.
Вчера же правительство рассмотрело, как идет реализация закона о монетизации льгот. По данным правительства, 38% россиян поддерживают замену натуральных льгот денежными компенсациями, а из федеральных льготников -- аж 75%. Денег в нынешнем году на реализацию закона будет потрачено 208,6 млрд руб. Премьер пообещал жесткий контроль над реформой и в 2006 году. И отметил, что если бы не ошибки (правительству памятны массовые митинги протеста против монетизации по всей стране в начале года, вызвавшие даже обсуждение в Госдуме вопроса об импичменте кабинета Фрадкова), не было бы лишней работы.
Вера КУЗНЕЦОВА