|
|
N°219, 24 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крышка «Царицыно»
Большой дворец великого ансамбля доделают к 2007 году
Виной продолжения разговора о судьбе «Царицыно» стала рецензия на новую книгу, опубликованная в нашей газете 17 ноября. Напомню, что в рецензии прекрасно изданный альбом «Царицыно» (авторы -- сотрудники музея во главе с директором) назывался мемориалом тому ансамблю русской архитектуры, что грозит исчезнуть на глазах. Все дело в решении мэра Москвы улучшить ансамбль, достроив в нем Большой дворец. В XVIII веке этот дворец стал формальной причиной ссоры первого архитектора «Царицыно» Василия Баженова с императрицей Екатериной Великой. Ей не понравились возведенные Баженовым сооружения для монаршей семьи (в частности, совершенно одинаковые и камерные по размерам корпуса для нее и для ненавистного ей наследника Павла Петровича). Она приказала их срыть и пригласила другого архитектора, Матвея Казакова, возвести новый Большой дворец. Если главные дворцы Баженова идеально организовывали среду обитания «нежной готики» «Царицыно», то гигантский, как крепость, тяжелый, грузный дворец Казакова вел себя посреди утонченной и хрупкой баженовской архитектуры деспотом и тираном. Встав в самый центр ансамбля, имея колоссальную протяженность, он превратил изящные строения Баженова (для оперных действ, фрейлин, кавалеров, а также кухонный дом) в подобие карликов, робко приближающихся к исполину. Екатерину задело своеволие баженовского гения (известного, кстати, и в связях с масонской фрондой и в просвещении на этот счет наследника). И Матвей Казаков средствами архитектуры воплотил желание императрицы показать Баженову его место.
Случилось так, что выстроенный исполин Казакова стоял много лет бесхозный и разрушился до состояния живописных руин. Так был восстановлен визуальный баланс. И казаковский дворец больше не угнетал баженовские павильоны, но вел с ними философические беседы о превратности земного бытия. Теперь мэр Москвы хочет восстановить исполинский дворец Казакова и изменить знакомый всем с детства царицынский ландшафт.
После публикации я получил сочувственный отклик от читателей газеты, поехал в Царицыно и побеседовал с директором музея о перспективах жизни ансамбля. Визуальные впечатления сегодняшнего "Царицыно" ввергают в смятение. Руины Большого казаковского дворца окружены техникой, строительными кранами. Суетятся рабочие. Грузовики ездят туда-сюда. Работа по достройке идет фантастическими темпами.
«Вас не смущает, что прямо напротив стройки, в «восьмигранном» павильоне Баженова, разместилась выставка о том, что самое лучшее, что можно сделать с Большим дворцом Казакова, -- законсервировать его в форме руины?» -- спросил я директора «Царицыно» Виктора Егорычева. Оказалось, что смущает, но не слишком. С переходом «Царицыно» в ведомство Москвы с былыми иллюзиями относительно самого рафинированного варианта развития пришлось расстаться. Да, года два назад хотели оставить руину руиной и, встроив в нее высокотехнологичные, незаметные для общей композиции коммуникации (так, как принято в деле консервации античных зданий Рима или других городов Европы), открыть прямо в руине музей. Не случилось. Почтенный, освященный эпохой сентиментализма и романтизма культ руин, в которых учились читать время и быть мудрее, а потому адекватнее в восприятии собственной исторической значимости, -- это не про нас, не про теперешних москвичей. После проведенной сотрудниками музея социологической экспертизы оказалось, что социальную поддержку получил проект полного воссоздания дворца. Так что чаяния народа совпали с желанием власти. И дирекция "Царицыно" начала работать уже с этой концепцией.
Восстанавливает Большой казаковский дворец мастерская «Моспроект-2» под руководством Михаила Посохина. Ваш обозреватель познакомился с его идеями. Как обычно, девизом Посохина могли бы стать слова: «Достроим и перестроим! До окончательного улучшения!» Посохин давно уже принял решение осуществить некий компромиссный вариант между существовавшим дворцом и первоначальным, нереализованным проектом Казакова с совершенно гигантским центральным корпусом, перекрытым мансардной высокой кровлей с любимым нынешним московским мэром бельведерчиком. То есть опять предлагается фантазия на тему. И неудивительно, что в 2007 году взорам москвичей предстанет новодельная "лепота", смахивающая на какие-нибудь украшенные псевдорусскими формами «Алые паруса» или «Триумф-палас».
Что же разместится в восстанавливаемом чуде? На этот вопрос Виктор Егорычев отвечал очень осторожно. Окончательного консенсуса с мэрией еще нет. «Это будет музей с представительной функцией, наподобие Большого Кремлевского дворца в Кремле или Константиновского дворца в Стрельне. Парадные залы будут оформлены как стилизация апартаментов екатерининской эпохи, с плафонной живописью, мебелью, золотой лепниной. Главная тема -- апофеоз царствования российской самодержицы Екатерины II. Предполагается портретная галерея «Цари и Царицыно». К участию пригласим художников, отличившихся в декорации храма Христа Спасителя. Помимо парадной анфилады предполагаются выставочные залы. А между Большим дворцом и близлежащим Хлебным домом, по мысли мэра Юрия Лужкова, начнется строительство подземного пространства, где разместятся кафе, магазины, санузлы и технические помещения».
Такой ответ, думается, обрекает нас быть оптимистами. Тем более что кара улучшения настигнет и соседний с дворцом собственно баженовский Хлебный дом (кухонный корпус), который так и не был никогда достроен. Теперь достроят -- будьте уверены. Великолепнейший, сложно организованный внутренний двор Хлебного дома по недавней традиции перекроют стеклянным сводом. Поставят орган -- играть концерты. А в окружающей двор по периметру анфиладе откроется постоянная экспозиция с очень небанальными и изобретательными темами: «Археология Царицына» («Царицынские древности»), «Царицынские виды за 150 лет», «Советская Атлантида -- шедевры декоративного искусства СССР», «Серебряная кладовая» (изделия ювелирного искусства).
«Стеклянная крышка» Хлебному дому наступит ко дню города в 2006 году -- тогда, обновленный, он примет в свои залы первых посетителей. А главный дворец будет закончен к 2007-му. Тогда облагородят парк, подходы от клоаки у метро «Царицыно». И, если верить мэру, «по масштабам в "Царицыно" будет такой ансамбль, какой трудно найти в Европе, в Петербурге, в частности».
Вот такие итоги и перспективы... Настораживает отсутствие у музея достаточных фондов и коллекций, чтобы державный пафос «обналичить». Фонды-то скромные и начали комплектоваться сравнительно недавно. Больше всего гордиться можно советским декоративно-прикладным искусством. Есть предчувствие, что Большой дворец в Царицыне сделают еще одним открытым хранением томящихся пока в запасниках опусов всей «великой пятерки» московского мэра: Глазунова, Шилова, Церетели, Андрияки, Бурганова.
Сергей ХАЧАТУРОВ