|
|
N°219, 24 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гарант возвращения
Президент Буш позволил НАСА купить обратный билет для астронавта
Точку в спорах о том, может ли американское Национальное агентство по аэронавтике оплачивать полеты астронавтов на кораблях «Союз», равно как и закупать у российских предприятий космической отрасли необходимые ноу-хау, поставил Джордж Буш. Во вторник вечером президент США подписал поправки в так называемый акт о нераспространении ракетных и ядерных технологий в Иран, принятый конгрессом еще в 2000 году. Этот документ, принятый под давлением республиканцев, подозревавших российские компании в тайных поставках Тегерану ракетных технологий, по сути, блокировал любое коммерческое сотрудничество НАСА с «Роскосмосом» и ведущими отечественными авиакосмическими предприятиями. Однако конгрессу пришлось пересмотреть свои принципы, когда стало ясно, что «антииранский акт» может осложнить развитие Международной космической станции в целом и затруднить возвращение на Землю с орбиты ныне находящегося на борту Уильяма Маккартура. Своим автографом президент Буш, по сути, гарантировал ему оплаченное место в корабле «Союз», который весной вернет с МКС экипаж 12-й основной экспедиции.
Россия, считающая уже выполненными свои обязательства по проекту перед заокеанскими партнерами, уже давно и настойчиво требовала пересмотра изначальных расчетов. Руководители НАСА, приостановившие полеты космических челноков после катастрофы корабля «Коламбия», были вынуждены признать российские «Союзы» и «Прогрессы» основным средством доставки грузов на МКС. Однако переговоры по продолжению сотрудничества на коммерческой основе и по новым условиям взаимозачетов осложнялись из-за фактического запрета конгрессом финансировать необходимые американскому агентству услуги российских компаний. Изменения же акта о нераспространении должно придать новый импульс переговорам, которые возобновятся на следующей неделе. Так во всяком случае надеется глава управления пилотируемых программ «Роскосмоса» Алексей Краснов. И, кроме того, НАСА получит возможность для более широкого сотрудничества с российскими коллегами -- подписанные Джорджем Бушем поправки снимают ограничения на все двусторонние договоры и контракты вплоть до 1 января 2012 года.
В свою очередь директор НАСА Майкл Гриффин уже заверил американцев в том, что возможность коммерческого взаимодействия с российскими предприятиями космической отрасли позволит «гарантировать непрерывное присутствие американских астронавтов на МКС». И одновременно даст отсрочку экспертам агентства, которые до сих пор не могут установить истинные причины неполадок, погубивших шаттл «Коламбия» и заставивших поволноваться наземные службы во время «пробного» полета корабля «Дискавери» этим летом. Потратив два с половиной года и 205 млн долл. на изучение проблем термоизоляционной обшивки топливных баков, инженеры НАСА пока еще не могут гарантировать стопроцентную безопасность полета следующего челнока. А без этого ставится под вопрос и изначально планировавшийся на весну повторный запуск «Дискавери». «Мы еще не назначили точную дату старта», -- заявил вчера руководитель программы космических челноков Уэйн Хейл, подчеркнув, что НАСА не позволит себе «делать глупости только из-за того, что нужно уложиться в какое-то расписание».
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ