|
|
N°219, 24 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Возвращение курортного комара
В Сочи опасаются вспышек малярии
На крупнейшем курорте России, официально заявленном в качестве претендента на звание столицы зимних Олимпийских игр 2014 года, специалисты «Роспотребнадзора» бьют тревогу: в любой момент в городе может возникнуть очаг малярии. В публикациях местных газет, основанных на сведениях, предоставленных журналистам заместителем начальника сочинского отдела территориального управления «Роспотребнадзора» по Краснодарскому краю Татьяной Новиковой, утверждается, что при нынешнем отношении властей к малярийной теме вспышка этой опасной болезни в Сочи -- вопрос времени.
Мало кто знает, но до конца двадцатых годов прошлого века только неисправимые оптимисты называли город Сочи курортом. А в XIX веке эта территория, Черноморское побережье Кавказа, вообще считалась гиблой. Аборигены (убыхи и шапсуги, народы, близкие к адыгам) никогда не селились у моря. Причина -- высокая влажность, заболоченность и полчища комаров, разносивших тропическую лихорадку. Крепости Черноморской береговой линии, построенные русскими солдатами в 30-е годы XIX века после победы России в войне с Турцией, стали местами ссылки страшнее сибирской каторги: гарнизоны фортов погибали не в боях с горцами, а вымирали от малярии. Сочи, как город, ведет свое начало с момента закладки одной из этих крепостей -- форта Александрии.
Сто лет спустя, когда Страна Советов начала возводить в Сочи здравницы для трудящихся, вопрос о борьбе с малярией на курорте был поставлен ребром. Партия и лично товарищ Сталин приказали заразу извести. Противомалярийная станция была создана в Сочи еще в 1921 году, но масштабная война с болезнью началась в 30-х годов. Сейчас в Сочи с особой благодарностью вспоминают врача Сергея Соколова, руководившего тогда противомалярийной станцией, и победу над малярией в большей степени приписывают ему.
Доктор Соколов видел только один способ радикального решения проблемы -- уничтожение или полное обеззараживание мест выплода комаров. Осушались болота, специальными составами обрабатывались пруды и озера. Повсеместно на курорте высаживались быстрорастущие эвкалипты, которые лидируют среди деревьев по способности выкачивать из почвы воду и испарять ее. Из Италии в Сочи даже привезли маленькую живородящую рыбку гамбузию, которая питается исключительно комариными личинками, и заселили ею все водоемы.
Несмотря на все эти усилия, только 1956 год стал первым годом в истории Сочи, прожитым курортом без единого случая заболевания людей малярией. Но работа по уничтожению мест выплода комаров и обеззараживанию водоемов (другого способа борьбы с малярией нет) активно проводилась и далее. Ее не афишировали, но эпидемиологи знали, что стоит сделать перерыв хотя бы на год, и опасность снова вернется.
Перерыв в проведении антималярийных мероприятий на курорте длится уже больше года. Это результат последних реорганизаций надзирающих санитарно-эпидемиологических органов. В составе нынешнего «Роспотребнадзора» не оказалось энтомологической службы, нет паразитологических отделений. Из штатного расписания исчезли должности врачей-паразитологов, энтомологов, дезинфектологов. Так везде, по всей стране, но в Сочи это уже аукнулось тем, что стало некому бороться с малярией, и денег «на комаров» теперь тоже нет. Не предусмотрены.
Минувшее лето было на курорте рекордным по числу кровососов. Здесь не нужны ссылки на данные специалистов, потому что и местные жители, и гости Сочи прочувствовали рост численности зловредных насекомых. Но специалисты бьют тревогу, потому что ими зафиксирован массовый вылет не только обыкновенных комаров, но и малярийных, которые от обыкновенных отличаются только тем, что садятся на кожу не параллельно телу, а под углом 45 градусов. В принципе, они безопасны, пока не насосутся крови больного малярией человека. Гарантий же, что завтра в Сочи не окажется такой человек, разумеется, нет. Тем более что гостей курорта из неблагополучных по малярии стран, а в их числе не только африканские государства, но и близкие Армения, Азербайджан и Таджикистан, все больше и больше.
Конечно, если Сочи победит в предолимпийской гонке и станет столицей зимних Олимпийских игр 2014 года, деньги на антималярийные мероприятия точно найдутся: олимпийская деревня на курорте будет строиться в Адлерском районе, на территории Имеретинской низменности, находящейся ниже уровня моря и поэтому сильно заболоченной и соответственно закамаренной. А пока в местном отделении «Роспотребнадзора» советуют сочинцам даже не оставлять на балконах пустые банки, в которых может скапливаться дождевая вода. В Сочи одна такая банка даже зимой может стать родильным домом для целого облака насекомых.
Игорь ГЛАНИН, Сочи