|
|
N°219, 24 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Восемь килограммов правды
Налоговую амнистию в России придется отсрочить
В скорое завершение налоговой реформы, кажется, не верит уже никто. Не советует в это верить и Министерство финансов, устами своих чиновников уверяющее, что масштабные коррективы законодательства хотя и проведены, но совершенствовать Налоговый кодекс можно практически бесконечно. Концепция налоговой амнистии до сих пор не согласована, а снижение налога на добавленную стоимость сегодня возможно, но стратегически неверно. Об этом заявил вчера статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов на презентации нового издания Налогового кодекса с комментариями Минфина.
Восьмикилограммовое издание, по задумке составителей, будет ежеквартально пополняться новыми сменными страницами по мере внесения в кодекс поправок и дополнений. Предваряя вопросы о возможных изменениях налогового законодательства, г-н Шаталов сразу предупредил, что в этой книге в ближайшие годы «сменится очень много страниц». А дальше обнародовал своеобразную декларацию о намерениях, озвучив позиции Минфина по самым спорным вопросам налоговой политики.
Начало налоговой амнистии, как признался заместитель министра финансов, может быть перенесено с января на июль 2006 года. «Конструкция упрощенного администрирования (именно так предпочитают называть в Минфине амнистию капиталов. -- Ред.) вышла за предложенные ранее рамки, -- сказал Сергей Шаталов, -- теперь гражданам не надо будет вносить средства на счета в российские банки, нужно только задекларировать средства и уплатить 13-процентный налог». Правда, если сумма будет задекларирована не полностью, впоследствии, в случае если налоговики как-то эти деньги обнаружат, придется уплатить пени и штрафы. Декларирование, по словам г-на Шаталова, будет предельно упрощено. По сути, это будет покупка финансовой индульгенции.
Правда, под амнистию не удастся подвести капиталы, преследуемые в рамках валютного или уголовного законодательства. Например, полученные в результате незаконного предпринимательства. Правда, как на практике в момент декларирования вычленить капитал от незаконных операций из накопленного непосильным трудом, Минфин пока не знает.
Другой острый момент -- снижение НДС. Здесь г-н Шаталов подтвердил ранее высказанную позицию, что снижение косвенных налогов нерационально (в отличие от сокращения ставки налога на прибыль, для снижения которой с 24 до 20% Минфин, по словам г-на Шаталова, видит резервы). В теории ставка НДС представляет собой очень хороший стабилизатор, отслеживающий колебания международной конъюнктуры. В конкретной сегодняшней ситуации можно было бы снизить НДС с 18 до 13%, как предлагают премьер Михаил Фрадков и аппарат правительства, считает статс-секретарь Минфина. "Но это было бы разумно, если бы ставки НДС пересматривались каждый год, что нервировало бы бизнес", -- пояснил Сергей Шаталов.
Министерство финансов также не намерено предоставлять малому бизнесу право выбора, платить или не платить НДС. "Если контрагенты малого предпринимателя настаивают на работе с учетом НДС, то предприниматель имеет право отказаться от упрощенной системы", -- пояснил г-н Шаталов.
В так называемом пакете по налоговому администрированию, ко второму чтению которого в Госдуме внесено уже 750 поправок, Минфин, как сказал Сергей Шаталов, не будет настаивать на «закручивании гаек». Однако заместитель министра тут же оговорился, что систему камеральных проверок Минфин намерен ужесточить, чтобы сделать эти проверки «аналитическими», проверяя правильность заполнения и комплектации документов. Что означает предоставление налоговикам права требовать от плательщика дополнительные документы.
Не исключил г-н Шаталов возможности проведения в отдельно взятом регионе, Пермском крае, на чем давно настаивал его губернатор, эксперимента по уплате подоходного налога по месту жительства, а не по месту работы налогоплательщика, как сегодня. "Интеллектуально эта идея очень привлекательна, но технически она труднореализуемая",-- сказал заместитель министра финансов. Хотя и признался, что гражданину гораздо логичнее было бы платить подоходный налог по месту получения бюджетных услуг.
Ирина СКЛЯРОВА