|
|
N°218, 23 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Будете у нас на Колыме
Жители Магадана дождались президента
В Магадане президента России живьем видели только однажды -- в 1994 году здесь побывал Борис Ельцин. О том, что к ним приезжает Владимир Путин, горожане узнали только вчера, за пару часов до того, как президент, сделав четырехчасовой крюк по дороге из Японии, приземлился в Магаданском аэропорту. Здесь бывший полпред Дальневосточного федерального округа Константин Пуликовский доложил главе государства о том, что полностью передал дела своему преемнику, бывшему мэру Казани Камилю Исхакову. Затем президент сел в лимузин и поехал в город.
Две-три сотни горожан, несмотря на легкий морозец, собрались у здания областной администрации. С приветственным гиком они бросились к путинскому автомобилю. Президент ко всеобщему ликованию позволил себя сфотографировать в толпе и, подталкиваемый охраной, прошел в здание. Здесь его уже ждали губернаторы Магаданской, Амурской областей, президенты Якутии, Адыгеи, полпред Камиль Исхаков, главы Минфина и Министерства природных ресурсов Алексей Кудрин и Юрий Трутнев и помощник президента Александр Абрамов.
До начала совещания Владимир Путин успел пообщаться с местными пограничниками в Музее погранвойск Магаданской области, расположенном на первом этаже вполне обжитой казармы. Самыми заметными экспонатами были карабин, принадлежавший одному из местных кулаков, поднявших восстание в этих краях в начале 1930-х годов, и водолазная маска, выброшенная на берег в июне 1987 года. На стенде была подробно изложена ставшая здесь легендарной история ее обнаружения. Бдительные пограничники сумели прочесть на долго пролежавшей в воде маске латинские буквы USN, что дало возможность предположить: маска принадлежала когда-то военно-морским силам США. Спустя десять дней к месту обнаружения маски прибыло все командование магаданских погранвойск. В воздух поднялись вертолеты «с целью обнаружения наиболее вероятного направления движения нарушителей границы». Но безжалостное время давно уже стерло все следы, если даже они и были. Не говоря уже о нарушителях...
И не случайно, видимо, так помнят в Магадане эту историю. Ведь это был, наверное, единственный случай, когда здесь могли обнаружить настоящего вражеского шпиона. За последний год было задержано всего шесть нарушителей режима госграницы -- у них были какие-то проблемы с документами. У пограничников здесь другие клиенты -- рыбные браконьеры. За нынешний год были возбуждены уголовные дела против семи капитанов рыболовных судов. Конфисковано 11 тонн икры, более 25 тонн рыбы лососевых пород, предъявлено исков почти на 38 млн руб. Неудивительно, что даже рядовые пограничники, которых начальство отбирало к встрече с президентом по принципу "чтоб мог внятно разговаривать", на предложение Владимира Путина стали буквально требовать от главы государства ужесточить наказание для рыбных браконьеров. Президент отнесся к солдату-государственнику очень серьезно.
У офицеров, как выяснилось, в отличие от солдат и сержантов, были более примитивные потребности. У 70% из них нет жилья. Путин переспросил: «Других проблем нет?» «Нет», -- ответили офицеры. И президент, вздохнув с облегчением, обещал поручить правительству в ближайшее время решить этот вопрос.
Совещание в областной администрации продолжалось больше двух часов и закончилось далеко за полночь по местному времени. Но магаданцы, стоявшие под окнами здания, не собирались расходиться. Поеживаясь от холода, они терпеливо ждали своего президента. Выйдя на улицу, Владимир Путин поздоровался с несколькими счастливцами, оказавшимися ближе всего, сел в машину и отправился на прием, устроенный в его честь местным начальством. Президент, только что вернувшийся из Японии, так и не узнал, что вся центральная площадь Магадана, где проходили описываемые события, была застроена после войны именно японскими военнопленными, а также зэками ГУЛАГа.
Тут же на площади стоит и памятник известному чекисту Берзину, бывшему первым начальником Дальстроя, главного гулаговского предприятия, под началом которого были все лагеря бескрайней Колымы. Не доехал Путин и до печально знаменитой колымской трассы, идущей на Якутию. Здесь на третьем километре установлена "Маска скорби" -- монумент Эрнста Неизвестного в память о жертвах сталинских репрессий. Но утром президента ждали неотложные дела в Москве.
Аркадий ДУБНОВ, Токио--Магадан