|
|
N°219, 24 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слуга двух господ
Государство и общество по-разному понимают социальную ответственность бизнеса
Социальная ответственность бизнеса в последнее время стала в России штампом. Чаще всего к этим словам в последнее время добавляют «так называемая». Есть ли на самом деле такое явление в современной российской действительности, не забыты ли дореволюционные понятия «меценатство» и филантропия» и что подразумевают под этим понятием российские средства массовой информации, разбирались эксперты на «круглом столе» «Социальная ответственность бизнеса», организованном изданием «Экономика и жизнь». Оказалось, что государственная власть и народ принципиально по-разному понимают социальную ответственность бизнеса. И последний оказывается в положении слуги двух господ. Причем не в состоянии угодить ни одному из них.
Если посмотреть, какой информационный повод в социальных действиях бизнеса удостаивался внимания прессы, чаще всего социальная ответственность бизнеса за последние пять лет ассоциируется в СМИ с благотворительностью, экологическими проектами и спонсорством. В значительно меньшей степени -- с меценатством и филантропией, говорится в докладе аналитиков интернет-портала Public.ru «Социальная ответственность бизнеса в зеркале российских СМИ». Региональную прессу благотворительные социальные проекты предприятий волнуют гораздо больше федеральных изданий. Причем об экологии, спонсорстве и меценатстве своих Савв Морозовых в регионах также пишут заметно чаще, чем в федеральных изданиях.
Оказалось, что больше всего о социальной ответственности бизнеса пишет государственное издание -- «Российская газета». «Ведомости» и «Коммерсант» на втором и третьем местах. Позиционирующие себя как народные «МК» и «АиФ» заняли лишь 11-е и 15-е места. Между ними, то есть тоже в самом конце списка, находятся издания левого политического спектра -- «Советская Россия» и «Завтра». Но они о социальной ответственности бизнеса, как подчеркивает автор доклада заместитель директора Public.ru Сергей Никулин, практически не пишут, даже в отрицательном ключе.
Интерес к теме социальной ответственности бизнеса достиг максимального уровня в 2004 году. Тема нашла отражение в послании президента Федеральному Собранию, и на этот же период пришлась крупномасштабная атака государства на ЮКОС. Если в третьем квартале 2002 года в исследуемой авторами доклада прессе было лишь 200 публикаций на эту тему, спустя год -- 400, то в третьем квартале 2004 года -- уже 1200. Затем наступил спад. В третьем квартале нынешнего года федеральные СМИ написали об этом в 800 публикациях, а регионалы -- лишь в 400.
Если посмотреть на график упоминаемости темы «социальная ответственность» в контексте с термином «олигарх», то негативное звучание слово "олигарх" отчетливо начало приобретать в начале 2003 года. Всплеск роста текстов, где говорится о социальной ответственности олигархов, приходится на четвертый квартал 2003 года. По мнению г-н Никулина, как медиаиндикатор этот факт говорит о частичной дискредитации идеи социальной ответственности бизнеса. Любопытно, по его словам, и то, что так называемая «длина волны» в прессе как реакция на события с ЮКОСом кардинально различалась в московских региональных изданиях. Если в регионах отписали этот факт и забыли, федеральные издания продолжают играть на теме олигархов и их социальной ответственности. По мнению автора доклада, сама тема социальной ответственности бизнеса стала инструментом борьбы и давления, в которую включились и федеральные СМИ.
Бизнес со своей стороны зачастую сам не знает, какой именно ответственности ждет от него общество, в котором он живет и работает. «Сложно оценить эффективность вливания денег в благотворительность. Если нет анализа реальных ожиданий населения, то вполне может оказаться, что у общества есть гораздо более болезненные нужды и какие-то потребности, на которые эмоциональный отклик будет гораздо выше, чем, к примеру, на прокладку линии электросвязи, которую обеспечивает предприятие», -- сказала представитель холдинговой компании «Еврохим» Татьяна Лукьяненко.
Рядовые работники предприятий в свою очередь нередко рассуждают так: социальная ответственность -- это в первую очередь справедливый раздел той прибыли, которую предприятию обеспечивают рабочие руки. По словам представителя горно-металлургического профсоюза России Александра Кузнецова, ни о какой социальной ответственности нельзя говорить, пока предприятия, получая за год десятикратный рост прибыли, готовы индексировать зарплату лишь до уровня прожиточного минимума. Во всех прочих случаях в социальной сфере компании лишь ищут выгодные для себя проекты, -- считает он.
"Акцент на зарплатах для россиян (как, впрочем, для жителей большинства стран), действительно, самый существенный", -- говорит Сергей Никулин. За последние пять лет в региональной прессе в 8,5 тыс. публикаций уделялось внимание теме социальной ответственности бизнеса в разных ее контекстах. Но за этот же период о задержках, задолженности и невыплате заплаты региональная пресса опубликовала 60 тыс. материалов. И пока этот вопрос не снят, призыв государства к благотворительности и меценатству будет восприниматься населением с издевкой.
Ирина СКЛЯРОВА