|
|
N°217, 22 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Гааге судят Химического Франса
Голландский бизнесмен продал Саддаму смертельное сырье
Вчера в гаагском суде начался процесс над 63-летним голландским бизнесменом Франсом ван Анраатом. Его обвиняют в поставках в 1984--1988 годах в Ирак сырья для производства нервно-паралитического и горчичного газа. Это химическое оружие Багдад применял в войне против Ирана и во время операций против курдов -- в том числе при штурме курдского города Халабджа в 1988 году, когда погибли до 5 тыс. человек. Это дает основание обвинять Франса ван Анраата в геноциде или участии в военных преступлениях. В первом случае он может быть приговорен к пожизненному заключению, во втором -- получить 20 лет тюрьмы.
Процесс в Гааге ставит вопрос об ответственности бизнесмена за последующее использование поставленных им товаров или выделенных средств. Подсудимый Франс ван Анраат напоминает, что отдавшая его под суд Голландия сама производит пули, предназначенные для убийства людей.
Обвинение утверждает, что бизнесмен знал, что из поставляемого им сырья в Ираке производится химическое оружие. В деле фигурируют материалы, изъятые американцами у руководителя иракской оружейной химической программы Али Хасана аль-Маджида, известного также как Химический Али. По аналогии с аль-Маджидом Франс ван Анраат получил прозвище Химический Франс.
Американцы неоднократно требовали арестовать Химического Франса. Это произошло в январе 1989 года в Милане, однако спустя два месяца ван Анраат вышел на свободу и отправился в Ирак. Похоже, что оттуда он снабжал голландскую разведку информацией о военных программах Саддама. В 2003 году после вторжения в Ирак американских войск Франс ван Анраат вернулся на родину, где в интервью СМИ поведал о поставках химического сырья в Ирак. Он подчеркнул, что просто выполнял заказ иракского министерства нефти. Химическая атака на Халабджу вызвала у г-на ван Анраата, по его собственным словам, шок. «Я не отдавал приказ совершить это», -- подчеркнул он. Франс ван Анраат был арестован в декабре прошлого года в Амстердаме.
В деле ван Анраата очень трудно разделить сферу действия международного уголовного права и правовых проблем международных экономических отношений. Ведь проданные в Ирак химические компоненты могли использоваться как для производства горчичного газа, так и в мирной текстильной индустрии. Подобные дела всегда таят опасность расширительного толкования состава преступления в зависимости от политической ситуации. В частности, в свое время к финансированию Гитлера приложили руку как оказавшиеся затем на скамье подсудимых германские промышленники из семейств Круппов и Тиссенов, так и избежавшие ответственности американские финансисты.
Петр ИСКЕНДЕРОВ