|
|
N°217, 22 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Международный обмен
ФСФР будет дружить с регуляторами
Глава ФСФР Олег Вьюгин продолжает информировать общественность о том, какие несовершенства российского законодательства мешают регулятору полноценно развивать в России финансовые рынки. Выступая вчера на конференции "Глобализация и интеграция российского и международного финансовых рынков" в Санкт-Петербурге, г-н Вьюгин вернулся еще к одной вечной теме -- законе об инсайдерской информации. Обуздать нечистых на руку участников рынка пытался еще прежний глава ФКЦБ Игорь Костиков, но не сложилось (Госдума тогда не одобрила законопроект).
«Из-за отсутствия законодательства об инсайде у нас нет возможности эффективно бороться с инсайдерами и даже нельзя определить круг лиц, которые могут располагать такой информацией», -- заявил вчера г-н Вьюгин. По его мнению, закон должен предоставить регулятору право вести первичное расследование в тех случаях, когда ФСФР считает, что налицо незаконное использование информации и манипулирование ценами. Служба должна иметь право «приходить к тем людям, которые подозреваются, и задавать им неприятные вопросы», пояснил г-н Вьюгин. Вероятно, в ходе окончательной доработки законопроекта будет определено, когда ФСФР сможет начинать подобную работу -- например, в случае если колебания курсов ценных бумаг будут выходить за пределы, которые можно объяснить только рыночными причинами. Диапазон таких колебаний также установят на нормативном уровне.
По словам г-на Вьюгина, черновой вариант закона о борьбе с инсайдом уже готов, правда, вносить его на рассмотрение в правительство и Думу пока рано: сначала необходимо провести внутренний аудит «черновика», а затем вынести его на широкое обсуждение среди профучастников. При этом Олег Вьюгин надеется, что проект превратится в закон в самом ближайшем времени. Хотя еще весной он говорил, что в Думу законопроект до конца 2005 года вряд ли успеет попасть.
Посетовал вчера Олег Вьюгин и на отсутствие в России центрального депозитария. Он считает создание такого органа необходимым, «несмотря на то, что в России достаточно надежная система регистрации сделок и учета, которая до сих пор сбоев не давала». Как полагает глава ФСФР, отсутствие централизованного депозитария и единого клирингового центра увеличивает цену сделок. Их создание «сделает офшорную систему сделок с акциями непопулярной, инвестор перейдет к сделкам в рублях, а мы будем вести сделки в депозитарии, который гарантирует инвестору права на акции», помечтал глава ФСФР. В том числе, добавил он, это относится и к правам резидентов РФ покупать ценные бумаги за рубежом.
Еще одна беда российского рынка: на глобальном фондовом пространстве он не считается регулируемым из-за того, что ФСФР не имеет ни одного меморандума об обмене конфиденциальной информацией с регуляторами других стран. Хотя Россия является членом международной организации регуляторов. Для того чтобы присоединиться к системе обмена конфиденциальной информацией, которая, в частности, поможет любому регулятору получать информацию о зарегистрированных в России компаниях (а ФСФР -- о зарубежных юрлицах), необходимо принять поправки к закону. Их глава ФСФР рассчитывает получить из Думы уже до конца 2005 года.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург