|
|
N°217, 22 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По московской шпаргалке
Острова в океане остаются пока российскими
После начала вчерашних переговоров Владимира Путина и Дзюнъитиро Коидзуми японская телекомпания NHK сообщила, что японский премьер чуть ли не «выкручивает руки» российскому гостю, требуя от него согласия вернуться к формулировке подписанной Борисом Ельциным Токийской декларации 1993 года. В том документе Россия и Япония признавали, что принадлежность четырех островов Курильской гряды является спорным вопросом и мирный договор между двумя странами может быть заключен лишь после решения этого вопроса. Однако Москва в последние годы старательно дистанцировалась от такой постановки проблемы и возвращалась к положениям Московской декларации 1956 года, в которой предусматривалась возможность передачи Японии двух из четырех островов, но только после подписания мирного договора.
Вполне возможно, что NHK была недалека от истины, предваряя содержание переговоров Путина и Коидзуми. Тем более что это было нетрудно предположить. В любом случае такое сообщение должно было способствовать повышению внутриполитического рейтинга г-на Коидзуми, слывущего твердым защитником национальных интересов. Но гораздо труднее было предположить, что усилия японского премьера увенчаются успехом. Кремлевские источники «Времени новостей» категорически отвергали возможность возвращения к формулировкам Токийской декларации, стараясь, правда, и не дезавуировать их.
Эти прогнозы подтвердились, когда Путин и Коидзуми вышли к журналистам после своего полуторачасового общения. Разными словами, но сказали они фактически одно и то же. «Мы начали серьезные переговоры по подготовке мирного договора, но в ближайшее время трудно ожидать, чтобы он мог быть подписан, -- заявил японский премьер, -- надо серьезно поработать над этим, подготавливая соответствующие условия, и мы оба (с Путиным. -- Ред.) подтвердили такую необходимость». А вот слова Путина: «Мы сознаем, что урегулирование вряд ли будет легким, мы объяснили друг другу свои подходы...»
Потом к этой теме пришлось вернуться еще раз, поскольку японскую прессу интересовал только этот аспект переговоров. И тут г-н Коидзуми стал отвечать так, что показалось, будто он говорит по подготовленной для него россиянами шпаргалке с изложением переговорных позиций Москвы: «Наши подходы разнятся, но атмосфера между нашими странами сейчас складывается хорошая, и надо ее еще больше улучшать, чтобы создать возможности для продвижения к решению спорной проблемы». А затем добавил: «Не буду говорить о дополнительных мероприятиях, которые мы собираемся в этом отношении провести, скажу только, что мы приглашаем в будущем году российского премьера Фрадкова нанести визит в Токио». Владимир Путин тут же сообщил, что это предложение принято, кроме того, предстоит обмен визитами спикеров парламентов двух стран, а также поездка в Японию российского министра обороны и еще кого-то из силовиков.
Между тем идея «дополнительных мероприятий», по сути, совпадала с теми предложениями, которые, как сообщали японские СМИ, готовился сделать в Токио Путин. Речь шла о совместном экономическом освоении Курильских островов. Как только закончилась пресс-конференция, корреспондент «Времени новостей» решил проверить свои ощущения у мэра Москвы Юрия Лужкова. Один из сопредседателей японско-российской «группы мудрецов», образованной пару лет назад для поисков компромиссных развязок в отношениях между Москвой и Токио, он был членом российской делегации. Мнение Лужкова казалось небезынтересным еще и потому, что вчера утром в кулуарах проходившего в Токио грандиозного по своему составу российско-японского экономического форума московский мэр без обиняков заявил, что два Курильских острова Японии надо бы отдать, раз уж Хрущев в 1956 году это обещал, а вот без мирного договора, добавил он, можно прожить...
Так вот, на вопрос «Времени новостей» Лужков ответил категорически: «В настоящее время совместное освоение островов невозможно». Таким образом, визит Путина в Токио с точки зрения Москвы вполне можно считать успешным: свои позиции здесь она не сдала и, более того, заставила японскую сторону, как мы видели, даже говорить на языке российских тезисов. Как к этому отнесутся в Японии, сказать трудно. Возможно, Токио объяснит, что взамен Москва предложила японскому бизнесу массу заманчивых предложений для работы в России.
Этому и был посвящен двухдневный экономический форум, начавшийся вчера в японской столице. В нем принимают участие почти полтысячи VIP-персон с обеих сторон, среди которых около 120 российских бизнесменов, крупных и не очень крупных. Среди них главы «Газпрома» и «Роснефти» Алексей Миллер и Сергей Богданчиков. Глава компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска скромно отказался от выступления, сообщив сопредседателю форума Александру Шохину: все, что он хочет сказать, так это то, что 60% потребляемого в Японии алюминия поставляет его холдинг. Среди участников форума были руководители трех крупнейших российских банков -- Сбербанка, Внешторгбанка и Внешэкономбанка -- Андрей Казьмин, Андрей Костин и Владимир Дмитриев.
В рамках визита Путина было подписано более 15 различных документов в самых различных областях сотрудничества от энергетики и информационных технологий до туризма и взаимной помощи по уголовным делам. На высшем уровне президентом Путиным и премьером Коидзуми была подписана программа действий в сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Следует также отметить так называемую «Тематику сотрудничества в области энергетики». Много внимания в ней уделено строительству нефтепровода Восточная Сибирь -- Тихий океан, которое «приветствуется японской стороной». При этом там не обозначены российские гарантии поставок российской нефти в Японию. Зато приведен целый список энергетических проектов в сотрудничестве с Японией, в реализации которых Россия заинтересована.
Сегодня утром Путина ждет аудиенция у императора Японии Акихито, а затем возвращение на родину. Правда, не сразу в Москву, а сначала в Магадан.
Аркадий ДУБНОВ, Токио