|
|
N°162, 06 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Адмиралы остались за бортом
Морская коллегия не сформирована
В среду в Кремле в ходе традиционной рабочей встречи с президентом премьер Михаил Касьянов доложил Владимиру Путину об итогах своей работы по формированию Морской коллегии России. Президенту доклад не очень понравился. В итоге, по сведениям информированных источников газеты «Время новостей», России еще какое-то время придется обходиться без Морколлегии: ее персональный состав пока что не утвержден. Хотя президентское поручение г-ну Касьянову от 1 августа разночтений не допускало: «Завершить формирование и возглавить работу Морской коллегии как органа, осуществляющего координацию деятельности... по реализации задач национальной морской политики». И доложить об исполнении к 1 сентября.
В чем, в чем, а в неисполнительности премьера заподозрить сложно. Злые языки уже даже успели увязать относительное «долгожительство» г-на Касьянова в кабинете премьер-министра с его безусловным умением «грамотно доложить о выполнении поставленной задачи». Однако в случае с Морской коллегией эти таланты премьеру не помогли: слишком уж разные интересы сталкивались при формировании этого органа, лишь на первый взгляд весьма далекого от привычной чиновничьей борьбы «за место в президиуме». Возможностью поучаствовать в «координации» живо заинтересовались не только военные моряки, но и «адмиралы» рыбодобывающей отрасли и торгового флота, главы приморских субъектов федерации, судостроительная промышленность и даже экспортеры российского оружия. Впрочем, активный интерес последних отчасти объяснил в своем выступлении на совещании в Новосибирске в нынешний вторник вице-премьер Илья Клебанов. По его словам, если на сегодня в структуре военного экспорта России доминирует лишь одно -- авиационное -- направление, то уже «через два-три года» с ним смогут потягаться по объему поставок за рубеж и военно-морские контракты. Как бы то ни было, желающих составить компанию г-ну Касьянову в «реализации задач национальной морской политики» оказалось даже чересчур много. Причем Кремлю уже на этапе подготовки списков Морколлегии в правительстве пришлось столкнуться с жалобами на то, что ее формирование «идет с перекосами».
Первыми тревогу забили военные моряки, которых, по их мнению, стали «активно затирать». Само авторство идеи создания Морколлегии приписывается главкому ВМФ Владимиру Куроедову. Летом прошлого года адмирал защитил кандидатскую диссертацию, темой которой была заявлена «Стратегия государства в области морской политики». Присутствовавшего на защите Владимира Путина заинтересовала куроедовская идея о создании некоей «государственной морской комиссии». И поскольку главком с ходу не смог внятно ответить на вопросы президента на этот счет, ему было предложено оформить свои мысли в письменном виде и направить их прямиком в Кремль. Что адмирал охотно и сделал, поскольку в своем первоначальном виде Морская коллегия виделась главкомату ВМФ как весьма удобный инструмент борьбы с судостроительной промышленностью за госзаказ в условиях ограниченного финансирования. Кстати, параллельно военные моряки надеялись решить и вопрос «статусного трудоустройства» отставных адмиралов. По сути г-н Куроедов предлагал возродить в современных условиях учрежденную Петром I около трехсот лет назад Адмиралтейств-коллегию (с 1827 года переименованную в Адмиралтейств-совет), разогнанную большевиками в 1917-м. Эта структура формировалась исключительно из высших военно-морских чинов и ведала буквально всем, что так или иначе относится к морскому делу: постройкой кораблей и их вооружением, снабжением и финансированием флота, строительством и оборудованием портов, развитием судостроительных верфей, гидрографией и лоцманским обеспечением и даже снаряжением морских экспедиций. Однако из этой стройной схемы, изложенной в докладной президенту, на правительственном этапе работы по формированию Морколлегии «выпала» главная, по мнению военных моряков, идея -- руководящая и направляющая роль ВМФ.
Юрий ГОЛОТЮК