|
|
N°219, 24 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Буркхард Бергманн: Капитал доверия -- надежная основа для кооперации в будущем
Одним из ведущих участников проекта строительства Северо-Европейского газопровода стал немецкий энергетический концерн E.ON. Его дочернее газовое предприятие E.ON Ruhrgas является первопроходцем поставок российского природного газа в Германию и другие страны Западной Европы. Более тридцати лет назад в подписании первых договоров о сотрудничестве с «Газпромом» и другими предприятиями российской энергетики принял участие Буркхард БЕРГМАНН, ныне возглавляющий эту крупнейшую немецкую газовую компанию. Глава E.ON Ruhrgas ответил на вопросы «Энергии Европы».
-- Проект строительства Северо-Европейского газопровода, стоимость которого составит несколько миллиардов евро, порой представляют в качестве «российско-германского политического решения». Что бы вы смогли на этот счет сказать с точки зрения предприятия -- участника этого проекта?
-- Сооружение Северо-Европейского газопровода является логическим шагом, который соединит поставки природного газа в Западную Европу с дальнейшей диверсификацией транспортных путей. Исходя из специфики газовой отрасли проект целесообразен. Для Германии этот проект в особенности важен, потому что его реализация не только делает для нас возможным доступ к дополнительным объемам российского природного газа, но и напрямую соединяет нас с источниками российского природного газа. К тому же к реализации проекта привлечены немецкие концерны BASF и E.ON в качестве основных партнеров «Газпрома».
Проект на основе долгосрочного транспортного договора по принципу ship-or-pay (в переводе с английского «отгрузи или плати» -- договоры по такой модели заключаются на транспортировку за фиксированную плату вне зависимости от объема перевезенной продукции. -- Ред.), который будет заключен «Газпромом» с СП The North European Gas Pipeline, является прибыльным. Размер процентных ставок на вложенный капитал отвечает инвестиционным требованиям концерна E.ON.
-- Международное энергетическое агентство (МЭА) подвергает Германию критике за ее «чрезмерную» привязанность к поставкам природного газа из России. Тем не менее Россия и Германия ищут все новые пути кооперации в энергетическом секторе экономики. Ожидаете ли вы и в будущем возрастания взаимной экспортно-импортной зависимости обеих стран?
-- Россия располагает наиболее крупными запасами природного газа в мире. На сегодняшний день Россия поставляет четверть совокупного объема природного газа, потребляемого в Европейском союзе. Россия в состоянии увеличить удельный вес в далее растущем потреблении природного газа в ЕС. За более чем 30 лет поставок, стабильность которых сохранялась и в годы политических потрясений, Россия проявила себя надежным поставщиком природного газа. Для E.ON Ruhrgas ни в настоящее время, ни в будущем не будет существовать односторонней зависимости от российского газа, потому что мы располагаем широко диверсифицированным набором источников закупок, в котором наряду с Россией важными поставщиками являются Норвегия и Нидерланды. В настоящее время мы также занимаемся организацией собственной деловой активности в области сжиженного природного газа, значение которого в ближайшие годы существенно возрастет. Перед лицом того, что E.ON Ruhrgas в рамках работающего на европейском рынке концерна E.ON, главными сферами деловой активности которого являются электроэнергия и природный газ, несет ответственность за закупки газа и обеспечение инфраструктуры, мы намерены использовать сжиженный природный газ также и для снабжения рынков за пределами Германии.
-- Многолетнее сотрудничество E.ON Ruhrgas и «Газпрома» развивалось на основе долгосрочных договоров на поставки газа. В настоящее время немецкое ведомство по надзору за деятельностью картелей пытается наложить запрет на подобные договоры, действующие в самой Германии. Не скажется ли отрицательно запрет этих договоров и на деловых отношениях с «Газпромом», если антимонопольному ведомству удастся доказать состоятельность своей позиции в суде?
-- Германия и Европа и в будущем будут неизменно оставаться верными практике долгосрочных импортных договоров, с тем чтобы обеспечить необходимую надежность энергоснабжения. ЕС в ближайшие десятилетия столкнется с сильным ростом импортной зависимости. Удельный вес импорта из третьих стран в общем объеме закупок газа 25 странами Евросоюза к 2020 году достигнет по меньшей мере трех четвертей, сегодня это 54%. Почти половина объемов импорта, необходимых в будущем, на сегодняшний день не законтрактована. На фоне этого долгосрочные договоры на импорт продолжают оставаться важной составной частью системы немецкого и европейского энергоснабжения. В настоящее время мы с «Газпромом» продлили один из наших договоров на поставки (так называемый «четвертый договор») с 2009 до 2020 года.
Ограничение срока поставок нашим оптовым клиентам, в особенности локальным газораспределительным предприятиям, порождает у них чувство неуверенности. Но и для нас это оборачивается дополнительными рисками в сбыте газа.
-- E.ON Ruhrgas ведет переговоры с «Газпромом» относительно возможного участия в добыче природного газа в России. Какие другие сферы в российской энергетике видятся вам, господин Бергманн, привлекательными направлениями инвестирования со стороны E.ON или E.ON Ruhrgas?
-- E.ON Ruhrgas располагает более чем 30-летним опытом сотрудничества с «Газпромом», которое оказывается очень полезным для всего концерна при оценке шансов и перспектив нашей деловой активности в России. В подписанном в июне 2004 года совместном «Протоколе о намерениях» E.ON и «Газпром» определили исходные позиции кооперации, которые направлены на дальнейшее развитие нашего партнерства в области стратегических проектов. При этом речь идет, например, о совместных намерениях на российском рынке электроэнергии, открытом для иностранных инвесторов и потому представляющем потенциальную возможность для инвестирования. Об этом, как и о других пунктах «Протокола о намерениях» мы продолжаем вести переговоры с российской стороной.
-- На пути к нынешнему высокому уровню экономической кооперации между Россией и Германией уже преодолено множество барьеров. Вопрос к вам как зарубежному менеджеру с более чем 30-летним опытом деловой деятельности в России. Как вы оцениваете перспективы российско-германской кооперации в энергетике и в каких направлениях вы усматриваете необходимость ее дальнейшего совершенствования?
-- В настоящее время уже существует много совместных российско-германских кооперационных проектов, например в области добычи, производства, транспортировки и распределения энергии, а также обмена технологий и ноу-хау. За время более трех десятилетий интенсивного сотрудничества в нефтегазовой отрасли обе стороны создали большой капитал доверия, который является надежной основой для кооперации в будущем.
Наряду с нефтью и газом сотрудничество может и должно закрепиться также в угольной отрасли и в электроэнергетике. Потенциал развития мне видится, кроме того, в интенсификации сотрудничества в деле охраны окружающей среды и климата, а также в повышении эффективности использования энергии. Ввиду национальных и международных задач по охране окружающей среды и климата нам необходимо предпринять в данном направлении большие усилия, чем до сих пор.
Беседовал Юрий ШПАКОВ