|
|
N°216, 21 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Роберт Ллойд: Сегодня Федор Шаляпин не прошел бы кастинг в «Ковент-Гарден»
Вчера в Московском доме музыки спустя ровно 200 лет после своего первого представления прозвучала единственная опера Бетховена «Фиделио». В России опера звучала редко -- в 1948 году в Москве ее ставил Борис Покровский, а в 1950-м ее пели в ленинградском Малом оперном театре, где руководителем постановки был известный немецкий режиссер Курт Зандерлинг.
К юбилею «Фиделио» Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, поддержанный посольством Германии, показал оперу в концертном исполнении под управлением дирижера Томаса Зандерлинга (сына Курта Зандерлинга). Главные партии исполнили австрийская певица Габриэле Фонтана и ведущий солист Королевской оперы «Ковент-Гарден» Роберт Ллойд.
Роберт Ллойд -- легендарный английский бас, в 1983 году он исполнил заглавную партию в опере Мусоргского «Борис Годунов» в «Ковент-Гарден». Режиссером этого знаменитого спектакля был Андрей Тарковский. В 1990 году эта постановка транслировалась на весь мир из Кировского театра оперы и балета в Ленинграде с Робертом Ллойдом в роли Бориса и Валерием Гергиевым за дирижерским пультом. В 1991 году Роберт Ллойд вновь пел в этой постановке, на этот раз под руководством Клаудио Аббадо в Вене.
С легендарным английским басом Робертом ЛЛОЙДОМ побеседовал корреспондент «Времени новостей» Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ.
-- Что заинтересовало вас в предложении выступить в Москве?
-- Прежде всего то, что меня пригласили спеть одну из моих любимых опер -- «Фиделио». Есть много опер, которые, как мне кажется, писались не по зову души, а из более практических побуждений. «Фиделио» -- исключение, автор сам верил в те высокие идеи, о которых идет речь в опере, и это делает его музыку столь интересной и волнующей. Исполнить же Бетховена в городе двух моих кумиров -- Станиславского и Шаляпина -- интересно вдвойне.
-- Одна из ваших лучших ролей, по которой вас знают в России, -- Борис Годунов в одноименной опере Мусоргского. Эту партию вы пели с Валерием Гергиевым и Клаудио Аббадо. В чем различие между их подходами к Мусоргскому?
-- Для Гергиева Мусоргский является абсолютно родной стихией -- эта музыка является, так сказать, частью его музыкального менталитета. Я помню, когда мы готовились к спектаклю, который поставил Андрей Тарковский в «Ковент-Гарден», репетиций было не слишком много -- для Гергиева важна спонтанность развития в музыке. Аббадо, наоборот, готов репетировать двадцать четыре часа в сутки -- он необыкновенно чуток к каждой мельчайшей детали в партитуре и наполняет ее огромным теплом. Если бы мне предложили выбрать между двумя дирижерами, с кем бы я согласился спеть подряд десять спектаклей, это меня бы поставило в тупик. Но если спектакль был бы только один, сделанный экспромтом, то, думаю, это был бы идеальный вариант для Гергиева.
-- На Западе не слишком много поют русскую музыку. Вы бы посоветовали английским певцам обратиться к русскому репертуару?
-- Только при условии глубокого проникновения в суть. Можно знать или не знать язык, но необходимы культурный опыт, точное и тонкое знание музыки, ее контекста. Сейчас русские певцы поют по всему миру, что делает приглашения иностранцев на партии в русских операх делом вполне бессмысленным. Как ни смешно звучит, но парию Бориса в «Ковент-Гарден» мне предложили за неимением носителя языка -- это были дремучие 80-е, перестройкой еще и не пахло, и русские голоса считались чем-то экзотическим. Сейчас все по-другому.
-- От сегодняшних певцов требуется универсальность -- они должны одинаково свободно владеть стилями разных эпох, переходить с одного языка на другой. Ранее приветствовалось более узкая специализация. Как вы относитесь к новым веяниям?
-- В принципе я приветствую разносторонних певцов -- я сам пою все, что только можно. Сейчас уровень образования вокалистов очень высок -- когда я в 1968 году начинал карьеру, имея в кармане университетский диплом, это считалось чем-то особенным, сейчас эти бумажки есть у каждого. Но вот что интересно: образованных, безупречно подкованных в стилистическом отношении певцов гораздо больше, чем самородков, ярких личностей. Последний раз меня мороз драл по коже, когда пели Джон Викерс или Джоан Сазерленд -- певцы старой школы. Сейчас столь же сильные эмоции взять неоткуда.
-- Значит ли это, что время великих прошло?
-- Может быть, но, с другой стороны, они и не должны появляться в каждом поколении. Сейчас ценится именно универсальность. Я уверяю вас, что сегодня Федор Шаляпин не прошел бы кастинг в «Ковент-Гарден», его бы сочли слишком специфичным для этой сцены.
Беседовал Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ