|
|
N°216, 21 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Яйца курицу научат
Студенческий Букер гораздо симпатичнее основного
Придуманная в Российском государственном гуманитарном университете забава под названием Студенческий Букер (Студобукер тож) несколько взбодрила мутновато-тоскливый сюжет нынешней букериады. По регламенту этой безденежной, но почетной премии в ее короткий список наряду с романами, составившими шорт-лист «взрослого» Букера, входят пять текстов, что приглянулись жюри, состоящему из студентов и аспирантов РГГУ и (в этом году) филологического факультета Петербургского университета. Молодые судьи -- Анастасия Векшина, Мария Великанова, Сергей Коробейников (СПб.), Дарья Ращупкина и Ксения Хомякова -- приняли куда более осмысленное решение, чем их старшие коллеги (о шорт-листе премии «Букер -- Открытая Россия» см. «Время новостей» от 10 октября). Разумеется, от навязанной мэтрами шестерки (против всех правил ставшей в этом году семеркой -- мудрецы из жюри объявили два совершенно разных опуса Романа Солнцева единым текстом) молодым филологам избавиться было невозможно (регламент есть регламент), но почему-то кажется, что лавры от студентов увенчают не кого-то из официальных соискателей (Денис Гуцко, Борис Евсеев, Олег Ермаков, Анатолий Найман, Роман Солнцев, Елена Чижова), а одного из пяти фаворитов студенческого жюри. Это Дмитрий Быков («Эвакуатор» -- М., «Вагриус», 2005), Олег Зайончковский («Петрович» -- М. «О.Г.И.», 2005), Михаил Левитин («Брат и благодетель» -- М., «Текст», 2004), Алексей Слаповский («Они» -- М., «Эксмо», 2005) и Михаил Шишкин («Венерин волос» -- «Знамя», 2005, №4--6; книжное издание -- М., «Вагриус»).
Собственно говоря, Студобукер предъявил нам нормальный букеровский список (в котором естественно бы смотрелся и по сути единственный нефиктивный претендент на взрослую премию -- автор «Каблукова» Анатолий Найман). Дело не в чьих-то личных предпочтениях -- романы Быкова, Левитина и Шишкина мне совсем не близки, но в отличие от творений четырех потенциальных букероносцев (исключения -- Гуцко и Найман) это живые и спорные литературные факты.
Отселе следуют два вывода. Во-первых, что-то занимательное 1 декабря (букеровский день) все-таки случится: кому присудят премию Василий Аксенов со товарищи, мне абсолютно неинтересно, а кому достанется Студобукер -- любопытно. (Даже если я ошибаюсь, и молодое жюри отдаст предпочтение кому-то из основного шорт-листа.) Во-вторых же, будущее наших критики и литературоведения совсем не безнадежно. Пять молодых профессионалов со вкусом, толком и чутьем -- это славно. И не мало.
Андрей НЕМЗЕР