|
|
N°216, 21 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смягчающие обстоятельства
Госдума решила либерализировать закон «О парламентском расследовании»
Депутаты пытаются сделать процедуру проведения парламентского расследования реальной. С этой целью профильный комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству в конце минувшей недели одобрил поправки к президентскому закону «О парламентском расследовании», которые значительно либерализируют документ.
История создания законопроекта уходит корнями к майскому посланию президента Федеральному Собранию. Тогда глава государства говорил о необходимости узаконить процедуру парламентского расследования. После этого группа депутатов подготовила законопроект, который прошел первое чтение, но затем был отозван, чтобы дать дорогу кремлевскому варианту.
Сам по себе законопроект, внесенный главой государства, вызвал в Думе недовольство. Дело дошло до того, что комитет по безопасности, выступавший при рассмотрении документа соисполнителем, вынес по нему отрицательное заключение. За такое решение голосовали даже единороссы. Однако потом заключение было задним числом переправлено на положительное.
Наиболее активную критику парламентариев вызвала норма, запрещавшая парламентской комиссии расследовать любой инцидент, по факту которого возбуждено уголовное дело. На практике уголовное дело обычно возбуждается в тот же или на следующий день после наиболее крупных и потому нуждающихся в парламентских расследованиях инцидентов. Поэтому сама идея парламентских расследований могла бы быть благополучно похоронена. Однако комитет по конституционному законодательству и госстроительству на своем заседании все-таки забраковал эту норму. Согласно тексту документа, подготовленному ко второму чтению, парламентские комиссии вправе проводить расследование параллельно со следственными органами.
Профильный комитет также расширил полномочия комиссий, добавив пункт о том, что они могут расследовать «факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией России прав и свобод человека и гражданина, а также обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф». В то же время в тексте законопроекта осталась норма, запрещающая депутатам расследовать «деятельность президента, органов судебной власти по осуществлению правосудия; уголовно-процессуальную деятельность органов следствия и дознания; факты и обстоятельства, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства».
Депутат фракции КПРФ Сергей Решульский предлагал не выводить президента из-под "расследовательского" контроля парламента, но комитет эту идею не одобрил. Скорее всего коммунисты внесут свое предложение 23 ноября, когда закон будет рассматриваться во втором чтении. Но шансы на принятие поправки крайне малы. Ее противники уверяют, что поправка идет вразрез с Конституцией, определяющей особый статус главы государства.
Комитет также одобрил поправку, согласно которой инициировать парламентское расследование сможет одна пятая от общего числа депутатов и сенаторов, а не треть, как было в предложенном президентом варианте.
Члены комитета решили, что нужно придумать какое-то наказание для должностных лиц на случай отказа давать объяснения членам комиссии или при заведомо ложных ответах на вопросы. Поэтому теперь парламентская комиссия в подобном случае будет вправе «направить в соответствующий орган требование об освобождении от занимаемой должности (прекращении полномочий) должностного лица». Хотя, конечно, это еще не значит, что лжесвидетели и «отказники» действительно понесут какое-либо реальное наказание.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА