|
|
N°216, 21 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Идем на Восток
Владимир Путин ищет место России в Азии
Владимир Путин продолжает свое глобальное азиатское политическое турне. Россия, издавна считающая себя мостом между Востоком и Западом, благодаря таким дипломатическим актам может реальнее понять, насколько надежны и прагматичны наши становящиеся все более очевидными азиатские политические предпочтения. Визит в Японию в этом смысле особенный -- все-таки две наши страны юридически до сих пор находятся в состоянии войны, а территориальный спор между Москвой и Токио пока кажется вечным.
В Японии у российского президента вчера была культурная программа. Совершив воскресным утром короткий перелет в Токио из Пусана, где завершился саммит АТЭС, плавно перешедший для Владимира Путина в рабочий визит в Южную Корею, он слегка отдохнул и отправился на выставку русского художника Сергея Андрияки и японского -- Мисаки Андо. Затем Путин пообщался с руководителями общества «Япония--Россия» и полюбовался панорамой ночного Токио с самого высокого небоскреба японской столицы «Роппонги Хиллз».
В это время вокруг отеля, где остановился российский президент, кружили несколько человек с мегафонами в руках и автобус с мощным динамиком на крыше. Оттуда по-японски неслись лозунги: «Верните «северные территории»!», «Иван -- домой!» Удивительно, но имя Путина никто не скандировал, хотя, как утверждают очевидцы, такое было накануне приезда российского президента. Рядышком расположились мобильные подразделения милиции. Но на происходящее мало кто обращал внимание. Во-первых, в воскресенье людей на улицах Токио мало. Во-вторых, как пояснили старожилы, японские дежурные праворадикалы просто отрабатывали свой хлеб.
Для внешней политики Японии проблема «северных территорий» (как здесь называют четыре острова Курильской гряды, передачи которых от Москвы вот уже полвека безуспешно добивается Токио) вовсе не так актуальна, как это видится из России. У Японии есть гораздо более важные и исторически трудно разрешаемые внешнеполитические проблемы -- отношения с Китаем и двумя Кореями, отягощенные наследием второй мировой войны. Если в Москве многим кажется, что в Японии только и живут ожиданием возращения этих островов, один из которых представляет пустынную каменную гряду, то в Токио внимание к отношениям с Россией, можно сказать, прямо пропорционально доле России во внешнеторговом обороте Японии, который в этом году достиг почти 10 млрд долл. Но при этом составляет меньше 1% от общего японского товарооборота.
Что актуально для японцев, так это перспектива получения российских нефти и газа. Эта проблема и станет основной на сегодняшних переговорах президента Путина и премьер-министра Японии Коидзуми. Решительного прорыва, впрочем, на этом направлении ожидать трудно. Токио волнует прежде всего, хватит ли в Восточной Сибири нефти, чтобы дать и Японии необходимые ей 50 млн тонн ежегодно, и обещанные Китаю 30 млн тонн. Поэтому так настойчиво Токио требует гарантий, чтобы нефтепровод из России пошел сначала прямо к Тихому океану, к Японии, без ответвления на Китай. Вот об этом сегодня и предстоит говорить лидерам двух стран.
Как утверждает сопровождающий Путина в поездке глава российского Минпромэнерго Виктор Христенко, Москва отчасти заинтересована в финансировании Японией первого этапа строительства трубы от Тайшета до Сковородино, откуда нефть пока будет перевозиться по железной дороге до Перевозной, где на берегу Тихого океана должен быть возведен терминал. Но в Токио пока не спешат вкладывать деньги, опасаясь, что от Сковородино будет строиться нефтепровод на Китай. В Москве же отвечают, что это сугубо внутреннее дело, поскольку многовариантность экспортных маршрутов российской нефти будет стимулировать дальнейшую разведку и добычу нефти в Восточной Сибири.
Из других интересных тем российско-японского диалога стоит выделить перспективу финансирования Японией утилизации отработавших свой ресурс российских подводных лодок, стоящих на приколе у дальневосточных причалов. Одна такая подлодка класса «Виктор» уже была разрезана пару лет назад на российском заводе неподалеку от Хабаровска. Раньше проблема упиралась в то, что японцы соглашались давать деньги (около 8 млн долл. на одну лодку), только если могли контролировать процесс утилизации, а Москва, ссылаясь на режим секретности, отказывалась пускать их на свой завод. Сейчас, похоже, эта проблема решена, и утилизация следующих пяти лодок получит японское финансирование.
Что касается саммита АТЭС, то сам Путин оценил свое участие в нем как весьма плодотворное. Поскольку журналисты не были допущены близко даже к кулуарам саммита, такова традиция, остается верить российскому президенту на слово. Обстановка в Пусане была на редкость спокойной. Он в эти дни словно вымер, даже вечерами едва-едва можно было обнаружить светящиеся окна в жилых многоэтажках четырехмиллионного города. Что же до бунтовавших против глобализации, а еще больше против приезда Буша местных крестьян, то их полиция остановила на подступах к Пусану. Только сотня из них приблизилась на расстояние километра к месту встречи VIP-гостей, но была разметена водяными пушками. Так что теперь Пусан за образцовое проведение саммита АТЭС получит дополнительные очки в борьбе за летнюю Олимпиаду в 2020 году.
Кстати, совершенно случайно стало известно и о намерении России стать хозяйкой саммита АТЭС в 2012 году. Об этом поведал в Пусане нескольким журналистам губернатор Приморского края Сергей Дарькин. Он хотел бы, чтобы лидеры АТЭС встретились во Владивостоке. «Однако пока мы еще не готовы к этому», -- честно признался г-н Дарькин. И добавил: «Но если президент Путин в 2012 году отдаст такое указания, все сделаем». Тут ведущий немногочисленной пресс-конференции наступил ему на ногу, мол, оговорился, надо поправить про Путина в 2012 году. Дарькин поправился. Потом выяснилось, что о планах России на 2012 год он узнал от председателя КНР Ху Цзиньтао.
Г-н Дарькин вообще оказался интересным ньюсмейкером. Он объяснил, почему не следует опасаться китайской экспансии на российский Дальний Восток. Потому что этот регион -- «форпост европейской культуры в Азии, и если Китай его поглотит, то они потеряют дорогу в Европу». Приморский губернатор сообщил, что с ним согласен и посол Франции в России, с которым он обсуждал эту животрепещущую тему. Еще, по словам г-на Дарькина, Приморье переживает экономический расцвет и скоро завалит Японию тыквой, гречихой и живой курятиной.
Для откровенно скучавших на саммите АТЭС журналистов сравниться с интересом к выступлению Сергея Дарькина (еще ведь надо было понимать по-русски) могла только встреча Путина и Буша. Ее хозяином считался президент России, поскольку принимал он друга Джорджа в отведенной ему резиденции в отеле «Мариотт». Поэтому первое приветственное слово было за Путиным, и он им сполна воспользовался. Сначала российский лидер заметил, что с некоторыми коллегами Буша «такое впечатление, что и не расставался», так часто он с ними видится. Кое-кто осторожно в этот момент перевел глаза на госсекретаря Кондолизу Райс, но она и бровью не повела, только еще ближе придвинулась на стуле к обоим президентам. А потом Путин не без снисходительности заметил Бушу: «Знаю, ты уже давно в регионе, надеюсь, расскажешь, что тут происходит?»
Казалось, так российский президент расплатился с другом за его саркастическое обращение к журналистам на пресс-конференции во время российско-американского саммита в Братиславе зимой нынешнего года. Тогда г-н Буш объяснил, что он торопил друга Владимира, поскольку все ждут общения именно с ним, «лидером такой важной державы».
Первой главной темой беседы Путина и Буша в Пусане была иранская ядерная программа. Но на вопросы о деталях помощник российского президента Сергей Приходько отвечал кратко: «Без спецификаций». Остается ждать 24 ноября, когда состоится заседание МАГАТЭ, посвященное иранской проблеме. Возможно, тогда и проявятся детали пусанской встречи.
Состоялась в Пусане и красочная церемония группового фотографирования лидеров АТЭС, одетых в живописные корейские шелковые халаты. И зря, некоторые российские телевизионщики избегали называть халаты, выданные Путину и Бушу, голубыми, настаивая на том, что они были синие. Цвета одеяний президентов США и России были подобраны необычайно точно в тон расстилавшемуся за их спинами океану.
А еще Путин провел переговоры в Пусане с президентом Южной Кореи Но Му Хеном. В итоге подписан весьма насыщенный план совместных действий двух стран в торгово-экономической области. Самые заметные его пункты описывают сотрудничество России и Кореи в борьбе с российской рыбной мафией, вылавливающей дары моря сверх выделенных квот и отгружающей их в корейских портах, а также подготовку к запуску на российскую космическую станцию корейского космонавта.
Аркадий ДУБНОВ, Пусан--Токио