|
|
N°216, 21 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лишь «МиГ» в Дубае
Россия на крупнейшем авиасалоне Ближнего Востока представила истребители
Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» рассчитывает в конце этого или начале следующего года заключить с одной из арабских стран сделку по схеме trade in -- эта схема предполагает замену имеющихся у заказчика устаревших самолетов на более современные модели с зачетом стоимости старых в качестве частичной оплаты заказа. Для «МиГа» это будет первый опыт осуществления подобной экспортной схемы. Кроме того, «МиГ» надеется получить заказы на модернизацию имеющихся на Ближнем Востоке истребителей МиГ-29 до уровня МиГ-29СМТ. Об этом заместитель гендиректора «МиГа» Владимир Выпряжкин рассказал на открывшемся вчера в Объединенных Арабских Эмиратах международном авиасалоне Dubai Airshow-2005.
Из российских участников этого крупнейшего на Ближнем Востоке авиасалона только «МиГ» решился привезти в Дубай натурные образцы -- два настоящих истребителя МиГ-29СМТ. Один из них примет участие в демонстрационных пролетах, а второй будет показан на земле. Затратная операция по доставке этих экспонатов в ОАЭ и обратно, очевидно, как ожидает руководство РСК, должна быть оправдана прибылями от будущих контрактов в регионе. Другой ведущий российский изготовитель истребителей -- авиационная холдинговая компания «Сухой» -- последнее десятилетие получал основные заказы из Южной и Юго-Восточной Азии. В Дубай «Сухой» прибыл налегке -- без натурных экспонатов. Не привезли их и российские вертолетостроительные заводы, ограничившиеся чертежами и моделями.
По поводу внедрения схемы trade in г-н Выпряжкин сообщил Интерфаксу-АВН, что его фирма предлагает армиям региона заменить поставленные в советские времена высотные перехватчики МиГ-25 на более современные перехватчики МиГ-31, а истребители МиГ-21 и МиГ-23 на истребители МиГ-29. Г-н Выпряжкин отказался уточнить, с какой страной готовится первая сделка по этой схеме. Он лишь уточнил, что обмен планируется в соотношении 1:1, речь идет о 20--30 самолетах, а подписание контракта ожидается в конце 2005 или начале 2006 года. Перехватчики МиГ-25 находятся на вооружении Ливии, Сирии и Алжира, истребителями «МиГ» различных моделей располагают также Египет, Судан, Йемен и Ирак. Часть этого флота -- довольно современные МиГ-29, которые могут быть модернизированы до уровня так называемого поколения 4+. Эту модернизацию, получившую наименование МиГ-29СМТ, сейчас постепенно проходят истребители ВВС России. По оценке г-на Выпряжкина, которую он высказал журналистам на брифинге перед открытием Dubai Airshow-2005, рынок подобной модернизации на Ближнем Востоке составляет 200--250 машин.
Вчера российскую экспозицию осмотрел наследный принц Эмирата Дубай, министр обороны ОАЭ, генерал-полковник шейх Мохаммед бен Рашид аль-Мактум. Гидом ему послужил генеральный директор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов. Впрочем, в борьбу за внимание принца и других потенциальных покупателей вступили в Дубае 726 компаний и организаций из 46 стран (что на 25% больше, чем на предыдущем салоне два года назад). Вживую на салоне показывают больше ста самолетов.
В разделе военных машин наиболее массово представлена американская авиапромышленность. ВВС США показывают состоящие у них на вооружении истребители F-15, F-16 и F/А-18C, а также стратегические бомбардировщики B-52 и B-1, самолеты радиоэлектронной разведки, вертолеты. Свои истребители предлагают арабским военным французские и шведские конструкторы.
В части гражданской авиатехники, безусловно, выделяется самый крупный из разработанных до сих пор самолетов Airbus-380. Дубайская компания Emirates -- стартовый заказчик этой машины. Поставка запланирована на конец следующего года. Пока машина проходит испытания. Тем не менее тот экземпляр А-380, который выступает сейчас на Dubai Airshow (а всего таких машин пока сделано лишь две), изготовители заранее выкрасили в фирменные цвета Emirates.
Михаил КУКУШКИН