|
|
N°162, 06 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хорошую литературу сочли коммерческой
Открылась XIV Московская международная книжная ярмарка
Первый день ММКЯ был нервным. Открытие перенесли с двенадцати на четыре, Путина заменили Касьяновым, график мероприятий, заботливо заранее объявленный в газетах, скособочился и как-то меньше стал. Тем не менее в главном прогноз наблюдателей подтверждается: жить стало лучше, жить стало веселее. Правда, в центре главного павильона (а в этот раз ярмарка проходит в двух, 57-м и 20-м) посетителей встречает старушка с чучелом Пушкина в руках и табличкой «Подайте читателям!» -- намек на грядущее повышение цен в связи с отменой льгот книгоиздателям. Возможно, чтобы избежать встречи с этой парочкой, премьер Касьянов миновал центральную площадку, где его ждал оркестр, и сразу свернул влево, к роскошному стенду «ОЛМА-пресс».
Вошедшее в тройку крупнейших и весьма динамичное, это издательство в нынешнем году отмечает свое десятилетие. Юбилей-то у многих -- как-никак десять лет свободному книжному бизнесу, но «ОЛМА» отметила его всех ярче. Отказавшись от обычного выставочного стенда-коробки, именуемого боксом, издательство выстроило гигантскую декорацию вроде сильно увеличенного кукольного театра. Готических очертаний книжный шкаф, уходящий под самую крышу павильона, уставлен внизу натуральными книжками, а наверху -- бутафорскими, к тому же снабжен фигурками дам и монахов, парящими в высоте. Сооружено на студии Бориса Краснова, художника, доселе декорировавшего, например, статусные концерты на Красной площади. Душевную близость к Кремлю издательство продемонстрировало не только этим. Объявлены презентации книг о Путине, Степашине, воспоминания министра Иванова, среди нарядных полок, уставленных помимо книг еще и красивыми банками с консервированными овощами (по рецептам от «ОЛМА»), чаще других можно было встретить почетных посетителей -- я, например, видела Зюганова и Селезнева...
Какой контраст со стендом, например, издательства «Советский писатель», и какое наглядное подтверждение успеха свободного предпринимательства!
Сравнение с «Советским писателем» не совсем случайно. Дело в том, что «ОЛМА» к ярмарке подготовила презентацию новой серии «Оригинал», в которую войдут качественные психологические романы с внятным и интересным сюжетом, с характерами и реалистическим описанием мира в русской и советской традиции. К сожалению, новые романы к выставке не поспели, зато было объявлено, что помимо первой линии нежанровой литературы в скором времени появятся еще две -- переводная и жанровая. Проект задуман не как имиджевый (то есть денег не принесет, но уважать будут больше), а как коммерческий. Начав с пяти тысяч экземпляров, издательство надеется выпускать до пятидесяти тысяч в год. У «ОЛМА», которое сегодня выпускает до десяти книг в день и умудряется продавать их, может быть, и получится.
Судя потому, с какой интенсивностью все основные киты книжного рынка набросились на современную прозу, дело это действительно перспективное. «Эксмо» переориентировало свою главную героиню Александру Маринину на выпуск психологических романов, а также печатает, к примеру, Дмитрия Липскерова. Детское издательство «Махаон» половину своего хай-тековского выставочного пространства отдало серии западных романов, закупив для нее права на всего Фаулза, а в будущем вроде и на Маркеса.
В общем, стратегия небольших, но с громкой славой издательств, как «Амфора», «Иностранка», я уж не говорю о «Захарове», явно стала предметом подражания.
Если для книжных гигантов ярмарка -- лишь повод для тщеславия, мелкие издательства активно ищут контактов и радуются каждому покупателю. Жаль только, что для рядовых посетителей, которые начиная с сегодняшнего дня и до понедельника начнут рыскать по отсекам в поисках чего-то интересного, ярмарка не слишком удобна. Никаких путеводителей, комментариев, удобной структуры им никто не предложит.
Алена СОЛНЦЕВА