|
|
N°219, 24 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Газопровод дружбы и вражды
Трансбалтийская труба рождается на волне противоречий
В начале декабря в Вологодской области пройдет официальная церемония начала строительства Северо-Европейского газопровода. Для того чтобы поставлять европейским потребителям дополнительные объемы газа в следующем десятилетии, «Газпром» проложит около тысячи километров трубы от поселка Грязовец до Выборга. Подводный участок по дну Балтийского моря длиной 1200 км (до германского города Грайфсвальд) будет строить российско-германское совместное предприятие North European Gas Pipeline (NEGP). Его учредителями станут «Газпром» с долей 51%, а также крупнейший энергетический концерн в Европе E.ON и нефтехимический гигант BASF (по 24,5%). Первую нитку, проектная мощность которой составит 27,5 млрд кубометров в год, планируется ввести в эксплуатацию в 2010 году. Предусмотрено также строительство параллельной трубы, что увеличит транзитные возможности СЕГ до 55 млрд кубометров. Точную стоимость проекта участники пока не раскрывают. Еще два года назад глава «Газпрома» заявил, что полная стоимость газопровода с учетом возможного продления до Великобритании не превысит 5,7 млрд долл. Весной зампред правления «Газпрома» Александр Медведев в интервью «Времени новостей» утверждал, что стоимость морского участка первой нитки составит около 2 млрд долл. Сухопутный участок в России можно оценить в 1,3--1,5 млрд долл. (исходя из средней стоимости 1,5 млн долл. за километр трубы).
Проект Северо-Европейского газопровода существует уже пару десятков лет, однако в последние годы он стал одним из главных внешнеэкономических проектов не только в «Газпроме», но и в Кремле. Лоббистом и покровителем проекта считается президент России Владимир Путин, который сумел настолько заразить этой идеей своего друга и коллегу канцлера Германии Герхарда Шредера, что тот за считаные дни до решающих выборов в бундестаг (которые в итоге проиграл) не побоялся публично благословить совместный проект «Газпрома», E.ON и BASF.
Подписание документов между тремя гигантами проходило на фоне активной дискредитации проекта соседями Германии по Евросоюзу, которые лишись выгод от возможного прохождения газопровода по их территориям, -- Латвии, Литвы, Эстонии и Польши. Политики этих стран обвиняли немецкие власти в игнорировании интересов членов ЕС в угоду России, а также развернули кампанию по устрашению Брюсселя экологической катастрофой, которая разразится, если при строительстве СЕГ будут затронуты кладбища нацистского химического оружия в Балтийском море.
На претензии соседей тут же отреагировал сам г-н Путин: «Хочу подчеркнуть, что мы никого не выдавливаем из наших энергетических дел в Европе. Мы с огромным уважением относимся к экономическим интересам стран -- транзитеров российского газа. Полагаем, что они должны играть достойную геополитическую роль в Европе. Но мы оставляем за собой право защищать наши интересы». По его словам, строя новые трубопроводы, Россия «хочет избежать политических, экологических и других рисков и в конечном итоге снизить цену энергоносителей, которые покупает Запад». «Чем меньше транзитных стран, через которые мы поставляем газ, тем ниже цена на российский газ», -- сформулировал он самый актуальный для европейцев эффект СЕГ.
«Впервые российская система транспортировки газа будет напрямую связана с немецкой, а значит, с системой трубопроводов ЕС. Это логическое продолжение нашего многолетнего сотрудничества, его качественно новая ступень. Говоря об этом газопроводе, мы имеем в виду начало реализации общей энергетической стратегии России и Германии. Она включает все этапы, начиная с добычи и транспортировки газа и кончая его продажей. Это выгодно для всех», -- вторит президенту Алексей Миллер.
У противников строительства СЕГ есть надежда, что новое правительство Германии будет более чувствительно к их переживаниям. Лидеру христианских демократов Ангеле Меркель, которая по итогам выборов получила право занять кресло канцлера коалиционного кабинета министров (это произойдет в начале 2006 года), очевидно, будет непросто игнорировать выпады восточноевропейских членов Евросоюза по этому вопросу. «Россия может пытаться использовать этот проект как инструмент политического давления», -- сказала фрау Меркель в беседе с президентом Литвы Валдасом Адамкусом, который приезжал в Берлин. Она отметила, что ей известны проблемы, которые могут возникнуть из-за прокладки газопровода по дну Балтийского моря. И пообещала затронуть этот вопрос в беседах с российским руководством.
С другой стороны, еще в 2003 году Еврокомиссия сама включила Северо-Европейский газопровод в официальный список самых приоритетных для ЕС проектов в сфере энергетики. А значит, претензии Прибалтики и Польши, мягко говоря, не по адресу, поскольку действия Берлина полностью соответствуют политике Брюсселя.
Алексей ГРИВАЧ