Время новостей
     N°162, 06 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.09.2001
Служебный роман по-французски
Ностальгию по старым комедиям можно частично удовлетворить «Хамелеоном»
Фильм Франсиса Вебера «Хамелеон» -- типичная старомодная французская комедия. Не такая удачная, как его прежние «Игрушка» или «Папаши», но все же. Знаменитое галльское изящество и остроумие в ней очень сильно разбавлено, тем не менее это именно оно, а не синтезированный эрзац.

Тридцатилетний Вебер фонтанировал смешными идеями, он написал сценарий для чудесной комедии с Жан-Полем Бельмондо «Великолепный» и приключений «Высокого блондина» с Пьером Ришаром. Потом он сам начал снимать свои фильмы, потом его позвали в Голливуд, где он и живет уже пятнадцать лет. Однако последние свои фильмы Вебер опять снимает во Франции. Он говорит о себе: «Моя мама -- русская, и мне всю жизнь казалось, что я человек без национальности. Это неправда. Где-то во мне живет французская хромосома, которая диктует свои порядки».

Верный своим правилам, Вебер и на этот раз делает ставку на отличных актеров. В главной роли он снимает новую суперзвезду французского кино Даниэля Отоя, нимало не смущаясь тем, что Отой совсем не комик. Впрочем, и приключения его ожидают вовсе не в духе буффонных каскадов Ришара: маленький человек Пиньон -- не то чтобы Акакий Акакиевич, но незаметный, скромный, застенчивый, милый мой бухгалтер, неудачник и зануда -- неожиданно вынесен в зону всеобщего внимания. Дело в том, что его собрались уволить с фабрики резиновых изделий, где он проработал двадцать лет. И единственный способ отстоять свое право на работу -- объявить себя гомосексуалистом. Никаких экстравагантных поступков и замысловатых поворотов судьбы не предвидится. Изменился не человек, а взгляд на него. Больше всего эта история напоминает мучения статистика Новосельцева из «Служебного романа» Рязанова, которому приятель посоветовал поухаживать за начальницей с пользой для карьеры.

Шеф бедняги Пиньона (в этой роли знаменитый когда-то Жан Рошфор) с неожиданным интересом вглядывается в своего подчиненного. Упаси бог от двусмысленности -- директор фабрики, производящей презервативы, просто боится увольнением служащего с нетрадиционной ориентацией навлечь на себя негодование части клиентов -- геев и лесбиянок. Так что Пиньон остается на службе и даже назначается символом предприятия, но теперь он -- объект пристального внимания сослуживцев.

Хуже всех приходится начальнику отдела кадров: он -- настоящий мужик, мачо, тренер по рэгби, любитель соленых шуток, презирающий всех этих «педиков», -- вынужден подлизываться к проклятому Пиньону, приглашать его обедать и дарить подарки на именины, и все это только для того, чтобы самому не подпасть под увольнение за неполиткорректность. В результате непривычного душевного напряжения у него едет крыша. Страдальца с нежным сердцем играет Жерар Депардье -- простенько и обаятельно.

Комедии Вебера -- это не трюк, но деталь, подробность, шутка. Даже тщательно пересказав сюжет, ничего в его восприятии не испортишь, поскольку события подогнаны друг к другу довольно грубо, на скорую руку. Зато остроты по-прежнему удаются, хотя и хочется, чтобы их было побольше. А сентиментально-нравоучительных сцен -- поменьше. Все эти подброшенные котята, обеды с сыном и обязательное стремление к победе добра -- от лукавого, то есть от Голливуда. Там все-таки Вебера подпортили, внушив, что комедия должна быть последовательной и нравоучительной. В его первых работах никакого здравого смысла не было. И им это шло.

Алена СОЛНЦЕВА