Время новостей
     N°161, 05 сентября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2001
Любовный дуэт двух картежников
Знаменитый французский балетмейстер приступил к работе над «Пиковой дамой»
Ролан Пети вчера прилетел в Москву и немедленно был отправлен давать пресс-конференцию. Мэтру 76 лет, но он выглядит прекрасно, полон энергии и энтузиазма. Он говорил о русском искусстве, литературе, вспоминал художника Михаила Ларионова, который когда-то во время войны делал с него наброски. Рассыпал комплименты Большому театру, Москве, которая так чудесно изменилась с тех пор, как 20 лет назад он был здесь для постановки «Сирано де Бержерака». На самом деле «Сирано» Пети ставил в Большом в 1988 году, но все равно с тех пор прошла вечность. Маэстро два года назад оставил свой Марсельский балет и теперь совершенно свободен для работы в лучших коллективах мира, среди которых он числит, безусловно, и Большой и Мариинский театры.

Когда в прошлом ноябре новое руководство Большого театра в поисках хореографа с мировым именем сделало Ролану Пети предложение поставить что-нибудь, Пети, по его словам, сразу подумал о «Пиковой даме». Весной контракт на создание двухактного балета «Пиковая дама» на музыку оперы Чайковского был подписан, и тогда же объявлено, что работу над ним Пети начнет 4 сентября. Тогда же договорились и о постановке балета «Коппелия» в сезоне 2002/03 г. Потом же, помечтал Пети, может быть, представится возможность создать и третий балет -- целиком на русскую музыку, на русский сюжет, с русскими костюмами.

На сегодняшний день условия контракта слегка изменились -- вместо двухактного Москву ожидает одноактный балет, и не на музыку оперы, а на шестую (Патетическую) симфонию Чайковского. «Сочиняя балет, я слушал эту божественную музыку в исполнении оркестра под руководством Бернстайна, она звучит ровно час», -- рассказал Пети. Название балета пока не ясно -- он может называться «Три карты», но может и «Пиковая дама». Пети сообщил, что раз теперь вся история умещается в один акт, то для второго отделения вечера он поставит с труппой Большого театра балет «Пассакалья» композитора Антона Веберна.

Спектакль на сюжет пушкинской «Пиковой дамы» под музыку оперы Чайковского Пети уже ставил в 1978 году с Михаилом Барышниковым.

Новая версия «Пиковой дамы» будет существенно отличаться от прежней. Например, центральной сценой в ней должно стать па-де-де Германа и старой графини. Пети уверен, что Герман, которого он представляет себе очень молодым человеком, так хочет раскрыть тайну трех карт, что готов на все, даже на сексуальную связь со старухой. Барышников в свое время на такое решение не согласился, сказав, что это как-то не по-русски. Пети надеется, что в новой российской реальности ему удастся воплотить задуманное. Новый балет Пети, по его словам, сочинял для Николая Цискаридзе, которого выбрал на роль Германа еще в прошлый приезд. А вот на роль графини артистки пока нет. «В какой-то мере речь может идти о Нине Семизоровой,» -- сказал хореограф.

Декорации к спектаклю выполнит известный французский архитектор Жан Мишель де Вильмонт, и прежде делавший декорации к спектаклям Пети.

Нина ИВАНОВА