|
|
N°161, 05 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Золотые обещания
Илья Клебанов прочит оружейному экспорту светлые времена
Россия уже в 2001 году выйдет на второе после США место по объему экспорта военной продукции, обогнав при этом Германию и Францию. Такой прогноз, по сообщению информагентств, был сделан вчера вице-премьером Ильей Клебановым в Новосибирске, на совещании, посвященном перспективам ОПК в Сибири. Рост, по его мнению, произойдет даже несмотря на то, что Россия в отличие от западных стран не может кредитовать покупателей своего оружия. Что же касается доходов России от экспорта вооружений в обозримом будущем, то они, по словам г-на Клебанова, «как и планировалось, в скором времени достигнут 6 млрд долларов в год».
Подсчет выручки отдельных стран, а также их доходный рейтинг всегда считались делом субъективным и, по сути, не подлежащим проверке. Огласке подлежат далеко не все экспортные контракты. Даже официальные цифры не позволяют говорить о полной достоверности аналитической информации на этот счет. Уважающие себя специалисты в области ВТС, говоря о доходах той или иной страны или о ее рейтинге, всегда делают оговорку: «но это смотря как считать».
Тем не менее первая четверка стран -- экспортеров оружия выделяется четко. Согласно данным авторитетного Лондонского института стратегических исследований, в 1999 г. суммарный объем экспорта вооружений составил 53,3 млрд долларов. Первое место принадлежит США -- 26,2 млрд долл., затем идут Великобритания (9,98 млрд), Франция (6,6 млрд) и Россия (3,5 млрд). Сам г-н Клебанов в марте этого года заявлял, что Россия в ближайшее время может выйти на «второе место после США, обогнав Великобританию», разрыв с которой, по данным за 2000 г., «составлял 1 млрд долларов». Теперь же от заветного второго места в рейтинге оружейных торговцев Россию, по словам г-на Клебанова, отделяет Германия и Франция. Некоторые разночтения в заявлениях вице-премьера отчасти подтверждают отсутствие четкой системы в составлении рейтингов продажи оружия.
Вероятность того, что Россия с прогнозируемыми на этот год 3,5 млрд долларов доходов действительно займет второе место по экспорту вооружений, невелика. Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, комментируя экспортные перспективы России как продавца оружия газете «Время новостей», выразил «глубочайший скепсис по поводу возможности выхода России на второе место среди продавцов вооружений». Эксперт полагает, что, во-первых, «России никогда не удастся обогнать Францию, чей среднегодовой экспорт последние 10 лет находится на отметке 4,4 млрд долларов». Второй аргумент -- конкуренция Англии с ее среднегодовым экспортом, колеблющимся от 5 до 9 млрд долларов. Третьим фактором, отделяющим Россию от второго места, по словам г-на Макиенко, может стать растущая роль Израиля на мировых рынках оружия. Эта страна в обозримом будущем может вполне потеснить Россию и на нынешнем четвертом месте. Перспективу доходов в 6 млрд долларов эксперт назвал абсолютно нереальной, «даже с учетом существующего портфеля заказов».
Другой, не менее актуальной темой, затронутой Ильей Клебановым на новосибирском совещании, был давно раздражающий оборонку закон о банкротстве, по которому предприятия ВПК подлежат этой процедуре так же, как и «гражданские» предприятия. Вице-премьер пообещал сибирским оборонщикам, что закон «О банкротстве» в ближайшее время будет изменен так, чтобы оборонные предприятия не подпадали под его действие. Насколько эта позиция вице-премьера поддерживается правительством, станет ясно в ближайшие недели, после того как будет сверстан план работы Думы на осеннюю сессию.
Оружейника не разоришь
Российское государство всегда крайне неодобрительно относилось к любым попыткам обанкротить производителей оружия. Еще при Иване Грозном стольники и воеводы гнали ростовщиков, пытавшихся отобрать мастерские у неплатежеспособных оружейников.
В более поздние времена, в конце XIX -- начале XX века, у некоторых частных российских заводов и фабрик, работавших на армию и флот, периодически возникали финансовые проблемы. Это происходило из-за повышения цен на металл, сокращения государственного заказа или излишне рискованных кредитов, взятых под будущие контракты. В конце XIX века в критической ситуации оказался Путиловский завод, лишившийся вследствие отлучения от дел своего покровителя -- Великого князя Константина -- части заказов на изготовление полевых пушек и корабельной брони. Однако государство не дало кредиторам шанса -- оно выкупило завод в казну, заплатив наиболее крупные долги и попросив подождать остальных заимодавцев.
В начале XX века в трудном положении оказались Балтийский завод и некоторые верфи Российского общества пароходства и торговли, являвшиеся крупными поставщиками боевых кораблей для Черноморского и Балтийского флотов. Долги возникли вследствие неудачных коммерческих проектов, но попытки кредиторов лишить эти важнейшие предприятия самостоятельности вновь были отражены государством, взявшим их под свой контроль.
Наконец, в начале нэпа, в 1922--1923 гг., сложные отношения с финансовыми инспекторами возникли у совместного советско-германского проекта -- авиационного завода в Филях, производившего самолеты гражданского и военного назначения типа «Юнкерс» для красного и немецкого воздушных флотов. Придирчивость налоговиков закончилась для них плохо: власти в резкой форме дали понять, что не потерпят ущемления своих интересов и интересов своих партнеров.
(Павел АПТЕКАРЬ)
Ольга АНТОНОВА