|
|
N°215, 18 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За границу ни ногой!
Руководство крупнейших российских музеев сворачивает выставочные гастроли
Четыре пломбированные фуры с 54 шедеврами французской живописи из коллекции московского Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина вчера в обстановке полной секретности покинули Женеву. Как сообщили в нашем посольстве в Швейцарии, в четверг днем под присмотром российского атташе по культуре караван успешно пересек немецкую границу. Точный маршрут грузовиков не разглашается: по словам российского консула Дмитрия Межаурова, конфиденциальность вызвана высокой страховой стоимостью картин, достигающей миллиарда долларов.
Закрытость информации о передвижении этих ценностей позволяет обезопасить картины не только от банальных воришек, но и от возможного повторения ареста выставки. Едва ли после провала попытки задержать картины в Швейцарии юристы скандально известной фирмы Noga навсегда откажутся от намерений присвоить себе российское имущество. И не исключено, что из-за постоянной угрозы со стороны владельца Noga Нессима Гаона отныне отечественные художественные коллекции гораздо реже будут появляться в заграничных выставочных залах.
Во всяком случае директора крупнейших собраний западноевропейского искусства Москвы и Петербурга Ирина Антонова (ГМИИ им. Пушкина) и Михаил Пиотровский (Государственный Эрмитаж), судя по всему, уже решили, что лучшая защита -- это нападение. Когда стало известно об аресте картин, г-н Пиотровский сразу заявлял лондонским журналистам: «Если ситуация не будет разрешена окончательно в течение трех дней, Эрмитаж отменит свое участие в выставке, посвященной далай-ламе, в музее "Фолькеркундемузеум" в Цюрихе, экспонирующиеся сейчас на выставке в Дюссельдорфе картины Матисса не поедут в Базель, и мы также отменим нашу археологическую экспозицию в Латениум-парке и археологическом музее в Невшателе». По его словам, "будут пересмотрены все соглашения о проведении выставок с теми странами, которые не могут дать нормальных гарантий искусству и правительства которых не понимают, что искусство -- это не коммерческий товар".
Михаил Пиотровский привел в пример Великобританию, которая не смогла гарантировать безопасность для произведений Тициана, запрошенных британской стороной для выставки в Лондонской национальной галерее. Тогда Эрмитаж был вынужден отменить выставку. По словам г-на Пиотровского, британцы подготовили детальный доклад по этой проблеме. Эта тема также обсуждалась на встрече директора Эрмитажа с министром культуры Великобритании Дэвидом Лэмми.
Не менее категоричной была вчера директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова. На пресс-конференции в Москве она не исключила предъявления властям Швейцарии претензий и финансовых исков за нарушение сроков возвращения картин и за моральный ущерб. По прибытии картин в Россию (через три-четыре дня) реставраторы проведут их экспертизу. "Я надеюсь, -- сказала г-жа Антонова, -- что когда девять ящиков разгружались, никаких падений и неправильного кантования не происходило". В противном же случае иск неизбежен.
Количество российских выставок за рубежом в свете этих событий в любом случае сократится. Пушкинский музей уже отказал лондонской галерее "Тэйт-модерн", куда планировалось послать картину Анри Руссо "Ягуар, нападающий на лошадь". По словам и.о. заведующей отделом зарубежных связей Пушкинского музея Инны Орн, английское законодательство не предполагает иммунитета от захвата и притязаний третьих лиц. Решатся ли музейщики отправить эту картину на выставку произведений Руссо в Париж, пока неясно: Минкультуры еще не получило от французской стороны аналогичных гарантий.
Позицию глав музеев поддержал вчера и заместитель главы «Росохранкультуры» Анатолий Вилков. Он объявил, что «наше достояние» не будет вывозиться на выставки в те страны, где отсутствуют государственные гарантии неприкосновенности шедевров. Кстати, по словам г-на Вилкова, Швейцария далеко не единственная страна, где возникали проблемы с отечественными выставками: попытки задержания культурных ценностей происходили в США, Франции и Италии. После этого «Росохранкультуры» пришлось выработать правила вывоза, которые гарантировали бы возвращение музейных фондов в нашу страну.
Владимир ДЗАГУТО, Сергей ХАЧАТУРОВ