|
|
N°215, 18 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Голубой поток" превращается в кольцо
У России, Турции и Италии большие газовые планы
Вчера Россия, Турция и Италия наконец провели торжества, достойные экономически, политически и технологически уникального проекта -- газопровода «Голубой поток». Трубе, связавшей российский и турецкий берега Черного моря, нет аналогов в мире. «Голубой поток» был сдан в эксплуатацию три года назад. В феврале 2003-го по нему начались поставки газа. Однако различные проблемы -- коррупционные скандалы в Турции, конфликтные российско-турецкие переговоры о поставках газа -- не позволили тогда отпраздновать эти события с размахом. Вчера президент России Владимир Путин вместе с премьер-министрами Турции Реджепом Эрдоганом и Италии Сильвио Берлускони официально открыли в турецком порту Самсун «Голубой поток». Формальным поводом для торжеств стал выход газопровода на проектную мощность.
Лидирующая роль России в этом проекте вчера была видна даже в том, что на диспетчерскую станцию «Дурусу» руководители трех государств приехали в автомобиле Владимира Путина. Возле ворот станции, которые были увешаны красными и белыми воздушными шарами, их встречали лидеры трех национальных газовых компаний -- глава «Газпрома» Алексей Миллер, исполняющий обязанности руководителя турецкой компании Botas Чифти Реза и руководитель итальянского концерна ENI Паоло Скарони. Как и полагается в подобных торжественных случаях, перед гг. Путиным, Эрдоганом и Берлускони была устлана красная ковровая дорожка. По ней главы государств и вошли в диспетчерскую станцию, где Алексей Миллер провел для них экскурсию. Он, в частности, объяснил, что основное назначение станции состоит в снижении и измерении давления поставляемого из России газа. Здесь "Голубой поток" заканчивается и начинается турецкий газопровод Самсун--Анкара. Но, как рассказал г-н Миллер, планы партнеров простираются намного дальше.
Уделив внимание технической стороне вопроса, а также теме надежности и стабильности поставок, Алексей Миллер сообщил: «Сейчас изучается возможность транзита российского газа через турецкую территорию, в первую очередь в Южную Италию, куда российский газ пока еще не доходит». Впрочем, для лидеров трех стран это была не новость. Сердечно поблагодарив друг друга за плодотворное сотрудничество (обстановка особой теплоты характерна для мероприятий, в которых участвуют как минимум гг. Берлускони и Путин), они в один голос подтвердили возможность продления «Голубого потока» через Грецию в Италию. Этот перспективный экспортный маршрут получил название «южно-европейского газового кольца», которое, по словам Путина, позволит оптимизировать экспортные потоки газа в Европу и является еще одним шагом в создании единого энергетического пространства на континенте. «Голубой поток» дает нам возможность поставлять газ в третьи страны. Есть возможность построить новые транспортные системы по доставке на юг Италии, на юг Европы и даже в Израиль», -- сказал российский президент.
Как известно, «Голубой поток» появился благодаря совместным усилиям газовых госкомпаний трех стран -- «Газпрома», ENI и Botas. В частности, совместное предприятие «Газпрома» и ENI проложило две подводные нитки по дну Черного моря. Согласно контракту, который был по настоянию Botas пересмотрен пару лет назад, турецкая компания должна начать покупать по 16 млрд кубометров газа из «Голубого потока» ежегодно начиная с 2010 года. В этом году Турция получит по «Голубому потоку» 4,5 млрд кубометров газа, что на 1,3 млрд кубометров больше объемов 2004 года. Правда, рост поставок довольно существенно отстает от контрактного графика. Предполагалось, что ежегодно поставки будут увеличиваться на 2 млрд кубометров, однако турецкий рынок стабильно демонстрирует рост спроса на 1--1,5 млрд кубометров в год. Как признался зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, если ситуация с газификацией экономики Турции кардинально не улучшится, то на этом рынке опять появятся излишки российского газа.
До последнего времени в Анкаре всерьез рассматривали вариант самостоятельного реэкспорта газпромовского газа в Грецию, а в перспективе и в Италию. Как известно, проект небольшого (мощностью 3 млрд кубометров) газопровода-перемычки из Турции на Балканы уже реализуется. Однако для этого нужно было получить разрешение «Газпрома» на перепродажу газа, что совершенно не соответствует интересам российского концерна.
В качестве компромиссного варианта «Газпром» предложил турецким партнерам стать транзитной страной, при этом, по словам Алексея Миллера, речь идет о возможности поставок российского газа через Турцию в Южную (Греция, Италия, республики бывшей Югославии) и Центральную (Австрия, Венгрия) Европу. Также рассматривается проект строительства подводного газопровода до Израиля, который, находясь в окружении арабских газопроизводителей, готов покупать российское сырье даже по более высоким ценам. Представители «Газпрома» говорят о заинтересованности израильтян примерно в 6 млрд кубометров газа.
По завершении вчерашних переговоров глава «Газпрома» заявил о еще одном перспективном проекте в Турции. «Мы рассматриваем возможность строительства завода по сжижению газа мощностью около 5 млн тонн в Измире или Джейхане», -- сообщил он. Сколько будет стоить российский газ после транспортировки из Западной Сибири через «Голубой поток» на берег Средиземного моря, да еще в виде СПГ, никто пока не считал. Что касается альтернативных проектов по транзиту через Турцию в Европу иранского или азербайджанского газа, то зампред правления «Газпрома» Александр Медведев смело назвал их «голубыми мечтами». Он считает, что эти проекты совершенно неконкурентоспособны по сравнению с проектами по экспорту российского газа, в том числе и прокладки дополнительных ниток по дну Черного моря, экономическую целесообразность которых сейчас анализируют в «Газпроме», Botas и ENI.
Алексей ГРИВАЧ, Самсун