Время новостей
     N°215, 18 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.11.2005
Дума о долгах
На рынке скоро появятся новые виды облигаций
Сегодня на заседании Госдумы во втором чтении будут рассматриваться изменения и дополнения в закон «О рынке ценных бумаг», которые предусматривают введение четырех новых видов облигаций. Первое чтение состоялось 30 марта. «Полугодовой перерыв объясняется тем, что, по сути, вводятся инновационные финансовые инструменты для работы на рынке, -- говорит разработчик проекта зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Анатолий Аксаков. -- В связи с этим потребовались длительные консультации с Федеральной службой по финансовым рынкам, Центробанком и администрацией президента».

Согласно законопроекту, первый из новых видов облигаций предполагает права требования по денежным обязательствам, которые смогут выступать залоговым обеспечением выпуска облигаций. Это значит, что банк сможет выпустить облигации под обеспечение кредита. Сегодня же по законодательству обеспечением облигаций могут быть только ценные бумаги и недвижимость. «Этот вид облигаций позволит банкам более эффективно осуществлять рефинансирование, наращивая свой кредитный портфель, -- поясняет специалист по долговым инструментам ИК «ФИНАМ» Наталья Кондрашина. -- Судя по всему, под эту категорию подпадают и ипотечные кредиты, то есть может возникнуть рынок ипотечных облигаций, который даст мощный стимул развитию кредитов на покупку недвижимости».

Второй вид облигаций -- с возможностью досрочного погашения, которое может производиться по решению эмитента или по требованию владельцев облигаций. «Это классическая отзывная облигация. Вкладывая средства в такие ценные бумаги, инвестор будет вынужден брать на себя дополнительные риски, -- говорит г-жа Кондрашина. -- Однако предоставление права отзыва может быть полезно для эмитента с учетом возможного изменения экономических условий и его заинтересованности в управлении своим долгом».

Третий вид -- с правом погашения бумаги каким-либо имуществом, недвижимостью или оказанием услуг компанией, принадлежащей эмитенту. То есть он узаконивает понятие «имущественного эквивалента», которое нигде ранее не расшифровывалось. «Этот вид облигаций, скорее всего, останется экзотикой, но возможность получить имущественный эквивалент все-таки несколько снижает риски инвесторов», -- прогнозирует г-жа Кондрашина.

Четвертый вид облигаций -- рисковые. Эмитент может предусмотреть иной порядок погашения облигаций в случае наступления рискового события, которое может быть связано как с деятельностью самого эмитента, так и с деятельностью третьих лиц, а также правовыми и экономическими условиями. «Эти облигации могут быть интересны для инвесторов, ориентированных на высокий доход и готовых принять соответствующие риски, -- говорит г-жа Кондрашина. -- Внешне такие облигации больше похожи на лотерею, они могут стать неким аналогом высокорискованных акций второго и третьего эшелонов». «Инвестор представляет, куда он идет, -- соглашается начальник инвестиционно-банковского управления Промсвязьбанка Борис Нефедов. -- Если эмитент готов платить инвестору за риск более высокую доходность, почему бы и не предоставить ему такую возможность?»

Изменения в законопроекте по сравнению с первым чтением носят технический характер. Самым важным из них является практически полный запрет физическим лицам приобретать рисковые облигации. «ФСФР поддерживает законопроект по введению новых облигаций, -- говорят в пресс-службе регулятора. -- Эти инструменты развиты во всем мире и должны быть и на российском рынке». Участники рынка также рады возможному появлению новых видов долговых бумаг. «Чем больше выбор для инвесторов и эмитентов, тем лучше для рынка, -- отмечает г-н Нефедов. -- Мы и так отстаем от развитых рынков по количеству инструментов».

Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА