Время новостей
     N°215, 18 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.11.2005
Mazeikiu Nafta лишили казахской нефти
«Транснефть» не разрешила «Казмунайгазу» поставлять сырье в Литву
«Транснефть» не хочет прокачивать казахскую нефть через территорию России в Литву. Как заявил вчера глава компании Семен Вайншток, он отозвал свою подпись в договоре с «Казмунайгазом», согласно которому российская сторона намеревалась обеспечить технические возможности для прокачки 12 млн тонн нефти казахской компании в направлении порта Бутинге (Литва). Г-н Вайншток добавил, что «Казмунайгаз» не выполнил своих обязательств по подписанию с российским правительством протокола к межправительственному соглашению России и Казахстана. Нельзя исключать, что действия «Транснефти» связаны с возможной продажей единственного в Прибалтике НПЗ Mazeikiu Nafta: «Казмунайгаз» до недавнего времени оставался одним из основных претендентов, при этом литовские власти неоднократно заявляли, что новый собственник завода должен будет обеспечить предприятие сырьем.

Сейчас крупнейшие собственники Mazeikiu Nafta -- структуры ЮКОСа (53,7%) и литовское правительство (40,66%). ЮКОС хочет продать свою долю, а власти страны намерены воспользоваться правом преимущественной покупки. После этого кабинет министров надеется перепродать бумаги новому инвестору, оставив у себя не более 10%. Интерес к активу проявляют ЛУКОЙЛ в альянсе с ConocoPhillips, польский PKN Orlen, «Казмунайгаз», контролируемая Яковом Голдовским австрийская Baltic Holding, которая ранее собиралась приобретать предприятие вместе с «Газпромом», «Базовый элемент», а также ТНК-ВР, которой отдают предпочтение местные власти.

По словам вице-президента «Транснефти» Сергея Григорьева, по уже существующему межправительственному соглашению российская транспортная компания должна предоставить казахской стороне возможность транзитом прокачивать через территорию России 16 млн тонн нефти в год. В основном сырье транспортируется из Казахстана в Одессу, Новороссийск, Приморск и Гданьск. Однако в октябре «Казмунайгаз» заявил, что договорился с «Транснефтью» о ежегодных транзитных поставках еще 12 млн тонн сырья в направлении Литвы. Соглашение заключалось сроком на десять лет и предусматривало прокачку нефти на Мажейкяйский НПЗ (его мощность -- 12 млн тонн нефти в год) и в порт Бутинге (также входящий в состав Mazeikiu Nafta). В сентябре Федеральная служба по тарифам сообщила, что утвердила сетевой тариф на транспортировку транзитной нефти Казахстана в направлении порта Бутинге в размере 11,58 долл. за тонну. Однако окончательно решить вопрос так и не удалось. Как заявляет г-н Григорьев, казахская сторона не смогла добиться, чтобы увеличение объема транзита было закреплено в межправительственном соглашении. Без этого пункта, по его словам, увеличить объем прокачки «Транснефть» не может.

Впрочем, в «Казмунайгазе», очевидно, были готовы к такому решению «Транснефти». Еще в октябре директор торгового дома Kazmunaigaz UK LTD Данияр Амангильдин заявлял, что казахстанская компания располагает альтернативными и экономически выгодными возможностями доставки нефти в терминал Бутинге. «Мы договорились, что при необходимости сможем отдать свою нефть в Каспийском море в обмен на получение ее в Северном море, а уж оттуда транспортировать в Бутинге. Если использовать эту возможность, то импортируемая через Бутингский терминал нефть будет значительно дешевле, чем на мировом рынке, а это гарантирует рентабельную работу мажейкяйского предприятия», -- уверял он.

Между тем в третьем квартале 2005 года казахстанские производители получили квоту на прокачку в Бутинге 800 тыс. тонн сырья транзитом по системе «Транснефти», российские компании -- 1,2 млн тонн.

Денис РЕБРОВ
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа