Время новостей
     N°213, 16 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.11.2005
Кабинет премьер-министров
Усиление правительства может привести к его ослаблению
Завтра правительство впервые соберется в новом составе. Обсуждение концепции развития здравоохранения, других вопросов повестки дня пройдет в присутствии, а может быть, и при активном участии новоиспеченного первого вице-премьера Дмитрия Медведева, которого в понедельник Владимир Путин перевел в кабинет министров из Кремля с должности главы президентской администрации. Да и министр обороны Сергей Иванов предстанет в новом качестве. К прежней должности министра обороны прибавились обязанности вице-премьера. Впрочем, нет никаких гарантий, что новый состав кабинета министров окажется эффективнее предыдущего.

Структурные и кадровые изменения, проведенные президентом в органах власти, в том числе в правительстве, породили мощную волну разнообразных, порой противоречивых комментариев. Одни увидели в новых высокопоставленных обитателях Белого дома Дмитрии Медведеве и Сергее Иванове потенциальных преемников Владимира Путина на посту президента. Другие посчитали, что глава государства решил смягчить противоречия между Кремлем и правительством, третьи решили, что произошедшее в понедельник -- очередной шаг административной реформы. Есть еще четвертые, пятые и т.д.

Но главная проблема в том, что Дмитрий Медведев и Сергей Иванов становятся двумя дополнительными центрами силы в и без того неоднородном правительстве. Непонятно также, на чьей стороне выступит нынешний аппарат правительства, до сих пор поддерживавший пока не отставленного премьера Фрадкова в его постоянных спорах с министрами экономического блока.

Вряд ли кто будет спорить с тем, что введением постов первого вице-премьера и «просто» вице-премьера, которыми стали Дмитрий Медведев и Сергей Иванов (последний остался при этом министром обороны), президент пытается решить, быть может, важнейшую для федеральной исполнительной власти проблему: превратить правительство в мобильный орган, способный принимать быстрые и эффективные решения, а не погрязший в бесконечных дискуссиях и раздираемый внутренними конфликтами.

Параллельно ликвидируется формальное двоевластие при реализации обнародованных президентом в начале сентября приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства и жилищной политике.

Впрочем, сам факт прихода Дмитрия Медведева и Сергея Иванова в Белый дом отнюдь не гарантирует качественного улучшения работы правительства. Для этого необходимо, чтобы члены кабинета министров действовали при достижении четко поставленных целей как группа профессионалов, доверяющих друг другу и своему непосредственному руководителю -- премьер-министру. Пока же и цели размыты, да и с взаимным доверием, судя по постоянным перебранкам на заседаниях правительства между Михаилом Фрадковым, Алексеем Кудриным и Германом Грефом, явные трудности.

Может статься, что новые назначенцы не только не улучшат ситуацию, а лишь усугубят ее. Это произойдет в том случае, если Дмитрий Медведев и Сергей Иванов все свои силы бросят не на решение поставленных перед ними задач (для первого -- реализация национальных проектов, для второго -- курирование оборонно-промышленного комплекса), а на примеривание премьерских полномочий.

Такой вариант, увы, весьма вероятен. Тревожные сигналы о том, что Михаил Фрадков по состоянию здоровья не может в полную силу исполнять функции главы правительства, становятся все отчетливее. В этой ситуации двум политическим тяжеловесам в правительстве -- Медведеву и Иванову вряд ли удастся успешно противостоять давлению со стороны собственного окружения, средств массовой информации, которые будут постоянно сравнивать двух политиков, оценивать их шансы на премьерство, а то и последующее президентство. (Даже если по своему внутреннему убеждению они пришли в Белый дом делать дело, а не биться за кресло премьера.) И пока это будет продолжаться, правительство скорее еще более ослабится, а не усилится.

При этом Александр Жуков, до начала недели единственный вице-премьер в правительстве, участником нового возможного конфликта внутри правительства явно не станет. Если у г-на Жукова и есть премьерские амбиции, то демонстрировать их -- точно не его стиль. А «по работе» ни с кем из новых назначенцев он пересекаться не будет. Как сказал вчера Алексей Кудрин, г-н Жуков не являлся вице-премьером, который закреплен только за одним направлением, он «выполнял функции организации деятельности правительства». Эти функции и сохранит. Напротив, г-н Медведев сконцентрирует внимание на национальных проектах. «Он (Медведев. -- Ред.) будет скорее социальным вице-премьером», -- считает один из правительственных источников «Времени новостей». В свою очередь, Сергею Иванову, по словам главы Минфина, предстоит задача координации реформирования силовых структур, подготовки к новому этапу военной реформы. «Сейчас нужно пройти ряд шагов по реформированию всей военной организации страны», -- сказал Алексей Кудрин.

Необходимо отметить, что в последние два года для интеграции силовых структур сделано немало. Создается единая система тылового, медицинского, логистического обеспечения, формируется единая сеть вузов, устанавливаются единые цены на закупки в рамках гособоронзаказа. Неохваченным остается пока оборонно-промышленный комплекс: не отлажены связи, нет единого центра управления. Сегодня ОПК -- это примерно 1600 предприятий, подавляющая часть которых (за исключением разве что экспортно-ориентированных) влачит жалкое существование.

Однако к новому назначению Сергея Иванова генералы от ОПК отнеслись неоднозначно. Многие из них считают, что объемы государственного оборонного заказа от этого не возрастут, а начальства прибавится. К тому же многие директора предприятий полагают: нельзя, чтобы заказчик оружия и его производитель были объединены.

Между тем не исключено, что в ближайшем будущем структурные и кадровые изменения в правительстве продолжатся. Вчера глава аппарата Белого дома Сергей Нарышкин заявил, что в кабинете министров могут появиться новые посты, возможно появление новых министерств и ведомств. «Вопрос о количестве заместителей премьера, равно как и заместителей министра, не относится, что называется, к принципам административной реформы -- это корректировки структуры. И я не исключаю, что такая корректировка будет в дальнейшем», -- сказал г-н Нарышкин, отметив при этом, что принципиальное разведение функций министерств, федеральных служб и агентств «останется незыблемым».

Более того, возможно, вскоре кабинет министров будет формироваться совсем по иным принципам. Все активнее лоббируется инициатива формирования правительства партией, победившей на выборах в Госдуму. В понедельник идею партийного правительства поддержал Алексей Кудрин. Вчера же член президиума генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Олег Морозов сообщил, что уже подготовил соответствующие поправки в законы «О правительстве» и «О политических партиях».

Правда, пока поправки получились какими-то половинчатыми. «В парламентской республике победившая политическая партия предлагает свою кандидатуру премьера, который автоматически занимает этот пост, -- говорит г-н Морозов. -- У нас другой вариант: президент является высшим должностным лицом и может не согласиться с предложенной партией кандидатурой». Не совсем понятно, для чего тогда нужен подобный законопроект, ведь и сегодня никто и ничто не мешает той же «Единой России» советовать президенту, кого назначить премьером. По словам г-на Морозова, модель частичного формирования правительства на партийной основе партия «Единая Россия» намерена рассмотреть нам своем очередном съезде 26 ноября.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА