|
|
N°212, 15 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия нашла себе союзника
Ислам Каримов убежден, что она об этом не пожалеет
Вчера Россия и Узбекистан связали друг друга «союзническими отношениями». Договор под таким названием подписали в Кремле президенты Владимир Путин и Ислам Каримов. Заключение этого документа было главной целью прибывшего в Москву с официальным визитом узбекского президента. Два других соглашения -- о сотрудничестве между торгово-промышленными палатами и в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств -- не в счет. Об этом можно судить по тому вниманию, которое уделил «союзническому» договору Ислам Каримов, делая вчера публичные заявления.
Первое из них, в начале беседы с Путиным один на один, было особенно эмоциональным и многословным. Российский президент опоздал на встречу, но по уважительной причине -- он только что произвел важные кадровые перестановки в своем окружении. Узбекский гость не обиделся и встретил появившегося наконец в Зеленой гостиной Большого Кремлевского дворца хозяина широкой, радостной улыбкой. Путин, приветствуя Каримова, произнес краткое вступительное слово, занявшее не больше минуты. Узбекский президент отвечал минут десять.
Таких здравиц в честь России в Кремле, пожалуй, уже давно не слышали. Ислам Каримов благодарил Москву за «своевременную, востребованную и, что очень важно, действенную помощь, оказанную Узбекистану». Гость не стал уточнять, когда, в чем выражалась и в связи с чем была эта помощь оказана. Но люди в гостиной собрались понятливые и представляли, что речь идет о решительной поддержке действий узбекских властей по подавлению мятежа в Андижане в мае этого года. Тогда Ташкент лишь в Москве и Пекине нашел понимание. Все западные столицы осудили неадекватно жесткие, неизбирательные меры узбекских силовых структур, жертвой которых стали сотни мирных жителей.
Каримов говорил о «благородстве России, которое всегда было характерным для русских, для русского народа». Каримов противопоставлял ему «многих близких соседей» Узбекистана, «которые, как-то боясь каких-то последствий или боясь кого-то разгневать, где-то умалчивали, уходили от этих вопросов». Кого «разгневать», что "умалчивать", каких «вопросов», Каримов не разъяснял, определенно полагая -- кому надо, тот услышал и понял. Потом Каримов снова вернулся к теме «благородства» России, пообещав, что «такие вещи не забываются».
Затем он сообщил, что теперь отношения Москвы и Ташкента вышли на «беспрецедентный уровень», и торжественно заявил, что "Россия никогда не пожалеет, что сегодня подписывает этот документ" -- то есть договор о союзнических отношениях.
Окончание на стр. 3Окончание. Начало на стр. 1
Пожалеет ли об этом Россия -- вопрос будущего. Но что касается Каримова, то он знает, что говорит. Кому, как не ему, знать о «сожалениях», которые он испытывал, выходя в 1999 году из ориентированного на Россию Договора о коллективной безопасности СНГ и вступая в проамериканский ГУУАМ, а затем с «сожалением» выходя в этом году и из этой организации...
Согласно ст. 2 подписанного вчера договора, «в случае совершения акта агрессии против одной из сторон... другая предоставляет ей необходимую помощь, включая военную...» Согласно ст. 3, «в случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности... стороны незамедлительно приводят в действие механизм соответствующих консультаций... для координации практических мер по урегулированию таких ситуаций». Обращает на себя внимание отсутствие здесь обычных в таких договорах упоминаний "об угрозе суверенитету", который требуется защищать. Вместо них -- "угроза миру" или, как следует понимать, внутренней стабильности. Теперь это главная угроза узбекскому режиму.
И наконец, о главном. Статья 4 оговаривает возможность «...в необходимых случаях на основе отдельных договоров предоставлять друг другу право использования военных объектов на ее территории». Вряд ли теперь приходится сомневаться, что такой «случай» вскоре представится и постоянное военное присутствие России в Узбекистане станет фактом. Таким же, как отсутствие военного присутствия США.
Этот «узбекский» размен великих держав в регионе стал серьезнейшим геополитическим сдвигом в пользу России. Но главное -- теперь Россия берет на себя непростую ответственность за все последствия, к которым могут привести действия ее нового центральноазиатского союзника по консервации своего режима. Еще одна мера, подобная «андижанской», поставит Москву в крайне деликатное положение, в котором проявлять так высоко оцененное Каримовым «благородство» будет чрезвычайно затруднительно.
Вчера же, по удивительному совпадению, как раз за час до встречи Путина и Каримова суд в Ташкенте вынес приговор первым 15 андижанским мятежникам. Все они, разумеется, оказались виновными и приговорены к срокам от 14 до 20 лет заключения. Узбекское правосудие оказалось щадящим и отказалось удовлетворить просьбу некоторых обвиняемых подвергнуть их "смертной казни дважды".
Аркадий ДУБНОВ