|
|
N°211, 14 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ГАЗовать по-французски
Горьковский автозавод отказывается от выпуска внедорожников и легковушек в пользу грузовиков
Прогнозы экспертов относительно того, что российский автопром в перспективе в значительной мере перейдет на сборку или совместное с крупными компаниями производство, получили еще одно подтверждение. Группа «ГАЗ», созданная на основе Горьковского автозавода и машиностроительных заводов «Базового элемента», решила запустить в будущем году совместную с европейским Renaut Truks (входит в шведский машиностроительный концерн Volvo AB) сборку среднетоннажных грузовиков. Ожидается, что производство стартует уже в начале года. По словам гендиректора управляющей активами группы «ГАЗ» компании «Руспромавто» Максима Авдеева, переговоры по проекту близки к окончанию. Пока партнеры не определились, под какой маркой будут выпускаться автомобили, но намерены решить этот вопрос к концу первого квартала 2006 года. По словам г-н Авдеева, группа сконцентрируется на производстве легких коммерческих грузовиков. В частности, в связи с этим ГАЗ решил отказаться от разработки собственного варианта внедорожника, хотя ранее представлял модель ГАЗ-3106.
Пробой сил г-н Авдеев назвал и СП по сборке внедорожников Mahindra Scorpio совместно с индийской Mahindra & Mahindra. Известна и судьба «Волги»: ГАЗ заявлял, что она просуществует на рынке еще лет пять, затем компания предполагает от нее отказаться. Разрабатывать же в дальнейшем какие-либо собственные легковые модели группа не планировала.
На автозаводе решили, что, поскольку производство внедорожников и легковых машин не является его основным бизнесом, лучше сосредоточиться на более перспективных с точки зрения стратегии компании направлениях. Потому основное внимание теперь на предприятиях группы будет уделяться производству коммерческих машин, включая малые коммерческие автомобили, такие как "Газель" и среднетоннажные грузовики. Renaut может оказаться не единственным партнером ГАЗа, который намерен продолжить переговоры с зарубежными автопроизводителями о возможном сотрудничестве.
Впрочем, в компании не оставляют и собственных проектов. Ранее руководство ГАЗа заявляло, что к 2008 году на Горьковском заводе может быть создан автомобиль Газель-2 -- самостоятельная разработка предприятия с использованием зарубежных комплектующих. В частности, "Руспромавто" планирует совместно со своим основным поставщиком двигателей -- Заволжским моторным заводом (ЗМЗ, входит в «Северсталь-Авто») -- приобрести лицензию на производство двигателей у иностранного производителя. Что это будет за компания, пока не сообщается.
Стремление ГАЗа отказаться от производства внедорожников и легковых автомобилей вполне понятно. Если на рынке средних и легких грузовиков в России ГАЗ занимает весьма значительную нишу при минимальном присутствии конкурентов, то в сегменте легковых автомобилей и внедорожников все гораздо сложнее. По внедорожникам конкуренция особенно усиливается последние годы: создаются цеха по сборке моделей General Motors (на «Автоторе» в Калининграде), китайских Chery Tiggo в Новосибирске, работает СП "GM-АвтоВАЗ", которое выпускает Chevrolet-Niva, «Северсталь-Авто» производит «УАЗ-Хантер» и Patriot. Рынок недорогих легковых автомобилей в значительной мере покрывает «АвтоВАЗ», велика конкуренция со стороны сборочных производств и импорта (особенно в сегменте дорогих автомобилей).
Анна ЛАНДЕР