|
|
N°161, 05 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поток друзей не иссякает
Российско-израильские переговоры радуют постоянством
Все слова, которые были сказаны вчера во время визита в Москву израильского премьера Ариэля Шарона, можно было предсказать заранее. Владимир Путин напомнил о живущих в Израиле выходцах из СССР и России, в связи с чем Москва «с тревогой наблюдает за тем, что происходит на Ближнем Востоке». Российский президент заявил, что «не может быть оправдания терроризму», указав на «традиционно хорошие отношения с арабским миром». Что, по его мнению, является «очень хорошей базой, чтобы Россия смогла внести существенный вклад». Ариэль Шарон в ответ выразил озабоченность сотрудничеством Москвы с Ираном и Ираком, которые считают Израиль своим главным врагом. Московские собеседники заверили: сотрудничество сугубо мирное и ни о каком оружии массового уничтожения речи быть не может. Потом поговорили об экономических связях -- они хотя и развиваются, но недостаточно. На этом круг тем исчерпался.
Хотя Шарона очень ждали, никаких конкретных результатов не предвиделось. Российские дипломаты в неофициальных беседах признавали, что израильтяне в последнее время весьма пассивны, прогресса в отношениях нет, готовившиеся торгово-экономические соглашения заморожены. В августе для подготовки встречи в верхах в Москву должна была приехать Далия Ицык, министр промышленности и торговли Израиля, но визит неожиданно и без объяснений отменила, на что россияне обиделись. Кстати, многочисленную торговую делегацию, которая сопровождает Шарона, возглавляет хорошо известный в России алмазный магнат Лев Леваев. Он намерен убедить россиян инвестировать в Израиль. На сегодняшний день единственным крупным легальным инвестором в экономику страны является Владимир Гусинский, еще не менее 4 млрд долл. вложено, по местным данным, нелегально.
Что касается миротворческой роли Москвы, то ее реального влияния на Ближнем Востоке незаметно. Правда, обе стороны конфликта ревниво следят за контактами своих визави. Вот и завтра в Москву срочно прилетает генсек ЦК «Организации освобождения Палестины» Махмуд Аббас (Абу Мазен), второй человек в автономии. Визит не планировался, однако Ясир Арафат, очевидно, решил, что оставлять Шарона с Путиным наедине не стоит. «Мы надеемся, что при президенте Путине Россия восстановит свою прежнюю роль на Ближнем Востоке», -- заявил газете «Время новостей» шеф палестинской контрразведки Джибриль Раджуб. Министр инфраструктуры Израиля Авигдор Либерман конкретизирует: «Для нас очень важно, как Россия голосует в Совете Безопасности ООН». По мнению г-на Либермана, есть разница между позицией Кремля, настроенного к Израилю более лояльно (там, мол, понимают опасность исламского терроризма), и МИДа, где сильны проарабские настроения советских времен.
Вообще, все визиты высокопоставленных израильтян в Россию в последние годы друг на друга очень похожи -- та же повестка, те же слова. Единственным, пожалуй, исключением стал приезд весной 1999 г. тогдашнего премьера Биньямина Нетаньяху. В Израиле должны были пройти выборы, и перед Биби стояла важная задача: дать пространное интервью каналу НТВ, который смотрят русскоязычные израильтяне (пятая часть избирателей). Нетаньяху это, кстати, тогда не помогло. Теперь же и выборов не ожидается, да и НТВ уже не то.
Елена СУПОНИНА, Иерусалим, Игорь МАКСИМОВ