|
|
N°211, 14 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Места не столь равноудаленные
Михаил Ходорковский из мест не столь отдаленных (хотя на самом деле «столь»), из своей читинской колонии, написал статью с программой модернизации России до 2020 года. Со статьей любой желающий может познакомиться в газете «Коммерсант» за 11 ноября. Но дело не в содержании и не в качестве программы, которую предлагает для страны самый известный российский заключенный. А в том, почему России пока вообще бессмысленно предлагать любую программу.
Одна из важных причин сохраняющейся экономической запущенности России, выражающейся на бытовом уровне прежде всего в отсутствии нормальных дорог, а также в чудовищной ветхости канализации и жилого фонда, -- отсутствие в стране на протяжении столетий относительно длительных периодов какого-либо последовательного и логически непротиворечивого экономического курса. Ни при царях и царицах, ни при персеках и генсеках, ни при президентах в России не удавалось обеспечить не только преемственность экономического курса при переходе власти от одного персонажа к другому, но даже и внутри правления того или иного руководителя.
Чтобы понять, как шарахало и шарахает российскую экономику из крайности в крайность, из одной системы координат в другую, достаточно бросить беглый взгляд на «этапы большого пути» в последние 80 лет. То экспроприация экспроприаторов -- то НЭП, то коллективизация -- то косыгинские реформы, то брежневский застой -- то горбачевская перестройка с хозрасчетом, то ельцинская олигархическая вольница -- то путинская равноудаленность власти и бизнеса с захватом государством контроля за всеми ликвидными секторами экономики.
В результате в России почти за век так и не сформировались базовые основы эффективной экономики. До сих пор, например, не ясно даже, есть ли в стране защищенная законом и потому незыблемая частная собственность. Уже в ХХI веке, в эпоху «как бы стабильности», Россия не прожила хотя бы пяти лет при неизменной налоговой системе, а экономические приоритеты первого и второго президентских сроков Владимира Путина отличаются, как день и ночь.
Чтобы модернизировать страну, то есть загадывать на десять или двадцать лет вперед, участникам процесса модернизации для начала нужно понимать, почему Ходорковского «равноудалили» в колонию Читинской области, а Абрамовича -- в «Челси», хотя в их бизнесах не было столь принципиальной разницы. Нужно быть уверенными, что смена власти в стране не приведет к очередной радикальной смене вех. Что эта самая смена будет происходить по прозрачным и понятным правилам через обозначенные в Конституции временные отрезки.
Пока нет такой ясности, Россию будет просто некому модернизировать. Если вы затеваете дело, а у вас его в любой момент могут отнять -- зачем закладываться на бизнес в такой стране на десять или двадцать лет? Если государство вас сначала награждает, а потом судит за то же самое -- зачем вам заниматься какой-то модернизацией страны, зачем строить какие-то стратегические планы? Вы, исходя из элементарного инстинкта самосохранения, будете думать либо о том, как приспосабливаться к постоянно меняющейся реальности, либо о том, как вовремя «отскочить».
Иными словами, любая модернизация России должна начинаться с установления незыблемых базовых политических и экономических правил. В России таких базовых политических и экономических правил до сих пор нет. Причем в последние годы мы явно не приблизились к их появлению.
Даже самые здравые экономические идеи могут реализоваться только солидарными усилиями эффективного государственного аппарата и активной части общества, не мыслящей своего благополучия вне своей страны. Сегодняшнюю Россию очень мало людей, обладающих способностью к стратегическим действиям, могут назвать своей страной. А если и могут, у них нет пространства для проявления деятельной любви к отечеству.
Поэтому, если говорить о программе-2020 Михаила Ходорковского, равно как о любой другой программе модернизации России, одним из важнейших пунктов модернизации должно быть создание политических условий для ее начала. Превращение России в место, где власть и бизнес, государство и народ не столь равноудалены друг от друга, как сейчас.
Семен Новопрудский