Время новостей
     N°210, 11 ноября 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.11.2005
«Сколько получится отозвать лицензий, столько и получится»
Сергей Игнатьев рассказал депутатам о своих планах на второй срок
Глава Центробанка Сергей Игнатьев, посетивший вчера заседание Банковского комитета Госдумы, поделился с парламентариями своим видением будущей политики ЦБ -- в том случае, если депутаты согласятся утвердить его на второй срок в должности председателя Банка России (президент Владимир Путин внес его кандидатуру на рассмотрение Госдумы 4 ноября). Порекомендовав Госдуме повторно назначить г-на Игнатьева главой ЦБ, депутаты из профильного комитета, видимо, остались довольны его планами, чего не скажешь об участниках рынка, которые сомневаются в реальности исполнения обещаний председателя Банка России.

По словам г-на Игнатьева, основной задачей банковского надзора должно стать выявление скрытых проблем в кредитных организациях и своевременное их устранение: «Мы должны рассматривать банки менее формально и более содержательно». Отвечая на вопросы депутатов, он подчеркнул, что ЦБ не имеет никаких планов по отзыву лицензий в следующем году. «Количественных планов мы не строим. Сколько получится отозвать лицензий, столько и получится», -- пообещал г-н Игнатьев.

Впрочем, о банковском надзоре председателем ЦБ было сказано немного, у главного банкира страны есть и более насущные проблемы. По словам г-на Игнатьева, кредитно-денежная политика ЦБ стремится к достижению двух целей -- постепенного снижения инфляции и недопущение резкого укрепления реального эффективного курса рубля. По прогнозам главы Центробанка, в нынешнем году рост цен составит около 11%, а реальный эффективный курс рубля возрастет на 10%. В 2006 году можно «уложиться» в заложенные показатели в том случае, если не будут увеличены бюджетные расходы. В противном случае рост инфляции неизбежен. Для недопущения этого г-н Игнатьев готов пожертвовать сдерживанием укрепления рубля, хотя, по его словам, это негативно скажется на бизнесе российских производителей.

Участники рынка поддерживают озабоченность главы ЦБ ростом цен в стране, однако сомневаются, что у регулятора есть возможность влиять на уровень инфляции, как, впрочем, и на реальный курс рубля. «По сути текущая кредитно-денежная политика Банка России сводится к эмиссии рублей, на которые потом ЦБ покупает валюту, продаваемую экспортерами. Управление реальным курсом рубля происходит за счет бюджетной политики, в частности путем регулирования денежной массы через стабилизационный фонд. Им ведает Минфин, а не ЦБ», -- полагает главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. «С тех пор как в стране появился Стабфонд, у Банка России не осталось реальных инструментов влияния ни на инфляцию, ни на курс рубля, -- соглашается аналитик Альфа-банка Наталия Орлова. -- Регулирование курсовой политики происходит за счет стерилизации рублевой массы. Например, в этом году Стабфонд «забрал на себя» около 900 млрд руб., а ЦБ за счет выпуска своих облигаций -- всего 150 млрд. Полномочия перераспределены в пользу Минфина». Кроме того, «у нас не денежная инфляция, а тарифная», отмечает г-жа Орлова. «Рост цен на 70% зависит от тарифов на услуги естественных монополий, а их регулирует не ЦБ», -- указывает она.

Не менее скептически эксперты отнеслись и к реальному выполнению другого заявления г-на Игнатьева. По словам главы ЦБ, «в перспективе ближайших трех--пяти лет можно будет отказаться от обязательств по регулированию реального эффективного курса рубля и перейти к режиму инфляционного таргетирования (контроля за инфляцией. -- Ред.) и режиму свободного плавания курса рубля».

«Отправить рубль в свободное плавание не очень реально, -- полагает г-н Гавриленков. -- Инфляционное таргетирование возможно в странах с развитой экономикой и финансовой системой, где работает механизм рефинансирования, где роль центральных банков более значима и где они независимы. У нас же традиционные инструменты кредитно-денежной политики, например, изменение ставки рефинансирования, пока практически не оказывают существенного влияния на экономику. Я не думаю, что за три--пять лет ситуация в стране может принципиально измениться».

Несмотря на заявление г-на Игнатьева о том, что ЦБ много сделал для рефинансирования кредитных организаций, по мнению собеседников газеты, реально ничего не изменилось. Банки по-прежнему предпочитают кредитоваться друг у друга, а не занимать деньги у ЦБ. По мнению г-жи Орловой, рефинансирование от ЦБ получают лишь госбанки: «ЦБ берет под залог госбумаги, а их держат лишь госстурктуры. Частным кредитным организациям эти инструменты невыгодны из-за низкой ставки».

Несмотря на критику в адрес ЦБ, эксперты все же признают, что в сложившейся макроэкономической и политической обстановке иначе Банк России вести себя не в состоянии. «Другой политики у ЦБ быть не может», -- резюмирует г-н Гавриленков.

Наталья РОМАНОВА