|
|
N°160, 04 сентября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Он старый солдат
Израильский премьер будет в Кремле откровенен
Сегодня российскому руководству придется продемонстрировать чудеса эквилибристики, чтобы, тепло принимая израильского премьера Ариэля Шарона, не задеть арабских друзей Москвы. Они никак не смирятся с тем, что возвращение России к односторонней, как при СССР, проарабской политике невозможно. Сейчас арабы особенно ревнивы: на Ближнем Востоке идет война.
Российские и израильские дипломаты еще год назад подготовили важные соглашения: о защите интеллектуальной собственности, о мирном освоении космоса (планировалось запускать израильские спутники на российских носителях) и, главное, о военно-техническом сотрудничестве, что стало бы сенсационным прорывом. Но теперь соглашения отложены, не только из-за ближневосточного кризиса, но и из-за чрезмерной зависимости Израиля от США, в том числе в военной области. Так что в Москве соглашений не подпишут, а израильский премьер привычно выразит озабоченность по поводу сотрудничества России и Ирана. Кстати, из-за визита Шарона приезд в Москву отложил Али Шамхани, министр обороны Ирана, страны, которая не признает государства Израиль.
К визиту Шарона в Москву министру жилищного строительства Израиля Натану Щаранскому удалось, по его словам, добиться согласия израильского минфина на подготовку соглашения о государственных гарантиях торговых рисков бизнесменов. Однако русскоязычные министры в правительстве Шарона -- Щаранский и министр инфраструктуры Авигдор Либерман -- считают, что нынешний российско-израильский товарооборот, не превышающий полмиллиарда долларов в год, смехотворно мал. В кризисный 1998 год товарооборот резко упал. Теперь сбалансировался, хотя в основном за счет поставок из России сырья -- алмазов для огранки и в последнее время нефти. Кто из российских компаний поставляет нефть, в Израиле почему-то скрывают. Хотя неофициально называют ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК. Сегодня россияне закрывают потребности Израиля в нефти на 80--90%.
«Надеюсь, что мой визит в Россию послужит новым импульсом для развития взаимовыгодных отношений», -- сказал Ариэль Шарон российским журналистам накануне вылета в Москву. Но вряд ли премьеру Шарону удастся сейчас вывести отношения с Россией на тот уровень, которого хотели бы миллион «русских» евреев, живущих в Израиле. «Израильские политики все-таки слишком зациклены на Америке. Сколько раз премьеры Израиля ездили в Россию, а результат ноль. Ну отметят взаимные симпатии -- и все», -- сказал газете «Время новостей» бывший глава израильской службы «Натив» по связям с евреями Восточной Европы и СНГ Яков Кедми. Он признает, что Ариэль Шарон, отец которого родился в Бресте, а мать возле Могилева, «теплее относится к России, чем многие прежние израильские премьеры». Однако факторов, связывающих Израиль с США, гораздо больше, чем тех, что связывают Израиль с Россией.
«Я не дипломат, а солдат и фермер. То есть человек прямой и говорю все без обиняков. К тому же я понимаю русский. Мои родители жили бедно, у нас не было башмаков, зато на полках полно русской классики», -- рассказывал Ариэль Шарон российским журналистам. Президенту Путину «прямой» генерал Шарон, в свободное время копающий грядки на своей ферме в районе Негев, наверняка понравится. Как люди военные, они поймут друг друга. Но для серьезных дел личных симпатий недостаточно.
Елена СУПОНИНА, Иерусалим